Техническое регулирование. Проблемы и решения.
Новое в федеральном законе "О техническом регулировании" в области оценки соответствия
Событие, которого ждали не один год, свершилось. 1 мая 2007 года президентом Российской Федерации был подписан федеральный закон "О внесении изменений в ФЗ "О техническом регулировании". Были приняты принципиальные поправки, которые дадут возможность создать технические регламенты с использованием прогрессивных принципов и подходов. Изменения коснулись и области оценки соответствия. Эти изменения отметили в своих статьях заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии С. Пугачев и эксперты РИА "Стандарты и качество" Г. Мальков, И. Аронов, А. Рыбакова, А. Теркель.
Основными из них являются:
- Реализован принцип "презумпции соответствия". Он заключается в том, что изготовитель для соответствия требованиям технических регламентов может воспользоваться национальными стандартами, включенными в утвержденный национальным органом по стандартизации перечень стандартов, увязанных с этим регламентом. Если изготовитель не пользуется данными стандартами, то обязан доказать с помощью третьей стороны, что требования технических регламентов выполняются.
- Пункт 11 статьи 7 устанавливает, что для обеспечения возможности проведения оценки соответствия требованиям технических регламентов, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов. Это позволит использовать действующие стандарты на методы испытаний. В результате будут сэкономлены средства, которые могли бы быть потрачены на разработку новых стандартов. В случае отсутствия указанных национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технического регламента или объектам технического регулирования Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждаются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов.
- Пункт 3 статьи 31 определяет порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, а также перечень органов по аккредитации определяется Правительством Российской Федерации.
- До вступления в силу соответствующих технических регламентов пунктом 1 статьи 46 Правительству РФ и федеральным органом исполнительной власти в пределах своих полномочий предоставлено право вносить изменения в установленном порядке в нормативные правовые акты Российской Федерации и в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти.
- Определен порядок внесения изменений в проекты нормативных правовых актов и нормативных документов, которые должны быть размещены в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме не позднее, чем за 60 дней до дня их принятия. Такие проекты, доработанные с учетом замечаний заинтересованных лиц, и перечень этих замечаний, полученных в письменной форме, направляются, не позднее, чем за 30 дней до дня их принятия, в экспертную комиссию по техническому регулированию, созданную в соответствии с п. 9 ст. 9 ФЗ "О техническом регулировании" федеральным органом исполнительной власти, разрабатывающим такие проекты. Решения об утверждении или отклонении таких проектов принимаются на основании заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
- Пункт 2 ст. 46 устанавливает, что до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
- Пункт 3 ст. 46 устанавливает, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Вывод: Эти изменения позволят защитить общество от появления на рынке опасной продукции, ускорить инновационный процесс в стране, при разработке новых видов продукции не потребуется изменений технических регламентов, будут содействовать признанию результатов оценки соответствия в международной торговле.