Техническое регулирование. Проблемы и решения.
Вопросы пожарной безопасности
Комитет по техническому регулированию и стандартизации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты (СПб ТПП) 10 апреля провел заседание, посвященное пожарному надзору и пожарной безопасности (ПБ) — практике правоприменения, актуальным проблемам, мерам административного воздействия, реформированию технического регулирования. Об основных темах и результатах заседания читайте в нашем обзоре.
XVIII заседание Комитета по техническому регулированию и стандартизации Санкт-Петербургской ТПП, посвященное пожарной безопасности, открыл и провел С. Тихомиров, председатель Комитета по техническому регулированию и стандартизации СПб ТПП, президент Консорциума "Кодекс" и руководитель Информационной сети "Техэксперт". В своем вступительном слове он отметил, что Торгово-промышленная палата регулярно проводит подобные заседания. "Последний раз круглый стол по пожарной безопасности проводился два года назад. За это время произошли значительные изменения в законодательстве, и накопилась определенная практика применения отраслевого технического регламента,— отметил r-н Тихомиров. — В актуальности темы сомневаться не приходится".
Авторитетные докладчики из МЧС, приглашенные предпринимателями на мероприятие, в своих выступлениях обозначили основные проблемы в вопросах эффективного осуществления исполнения требований пожарной безопасности и пути их решения.
По букве закона
О нормативной базе в области пожарной безопасности участникам круглого стола рассказал заместитель начальника Главного управления МЧС России по городу Санкт-Петербургу, полковник внутренней службы Е. Дейнека. Главным нормативно-правовым актом в данной области является № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 1 мая 2009 года. Его принятие было обусловлено необходимостью устранить существовавшую на тот момент избыточность норм в сфере пожарной безопасности.
Органы МЧС, осуществляющие пожарный надзор, работают именно по этому федеральному закону. Данный закон определяет ряд основополагающих моментов, которые включают в себя обязательные требования и нормы добровольного характера. Основной принцип нормативно-правового регулирования в обозначенной сфере заключается в следующем: пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме исполнены обязательные требования регламента, а пожарный риск не превышает предельно допустимого законом. Правила расчета пожарных рисков, в свою очередь, утверждены Постановлением Правительства № 272 от 31 марта 2009 года, которое устанавливает федеральный орган, ответственный за исполнение требований ПБ. Этим федеральным органом является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Особое внимание Е. Дейнека уделил вопросам добровольного подтверждения соответствия объекта требованиям технического регламента, которое можно получить на основе требований сводов правил и национальных стандартов. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии определяет перечень таких документов. "Если подтверждение соответствия проводится и по основаниям технического регламента, и по требованиям сводов правил, то расчет пожарного риска можно не проводить", — отметил спикер.
МЧС России исполняет функции по разработке и внедрению добровольных требований: в рамках этой деятельности Министерство утвердило 13 сводов правил, которые постоянно дополняются в связи с изменяющимися условиями жизни. Все проекты изменений выкладываются для публичного обсуждения на сайте ФГУ ВНИИПО МЧС России, а руководители госоргана призывают все заинтересованные стороны принимать максимально активное участие в совместной разработке эффективных нормативно-правовых актов. "Только сообща мы можем выработать действенные механизмы, которые могут применяться на практике в повседневной жизни, — убежден г-н Дейнека. — В настоящее время в обсуждении находится еще шесть сводов правил".
Важный вопрос, который докладчик поднял в своем выступлении, — это проблема независимой оценки пожарного риска. Такая форма оценки появилась недавно и осуществляется в соответствии с договорами, которые заключают собственник или правообладатель объекта пожарной безопасности, с одной стороны, и компания, осуществляющая такую оценку, — с другой. Именно таким образом проводится аудит пожарной безопасности.
Проведение независимой оценки — это элемент коммерческого надзора. Результаты такой проверки являются достаточным основанием для того, чтобы МЧС России не проводило свою ведомственную проверку объекта в будущем, т.е. не включала его в списки плановых проверок. Но от ряда внеплановых проверок заключение аудиторов никого не освобождает.
Отвечая на вопрос об организациях, проводящих независимую оценку пожарного риска, Е. Дейнека отметил, что законодательно четко не прописаны мера и условия привлечения к ответственности недобросовестных исполнителей такой оценки. Отношения между заказчиком и исполнителем лежат в плоскости гражданско-правового договора. А поскольку независимая оценка пожарного риска выводит объект из-под надзора МЧС, то этот вопрос законодателям следовало бы проработать более тщательно.Заместитель начальника Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по городу Санкт-Петербург, полковник внутренней службы А. Бондар в своем докладе напомнил участникам круглого стола условия соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, разработанные до и после вступления в силу технического регламента о требованиях пожарной безопасности, о которых упоминал Е. Дейнека.
Главной же темой его доклада выступила проблема правонарушений в области ПБ и привлечения к ответственности за них. Этот вопрос представляется одним из наиболее актуальных, и поиску оптимальных решений названной проблемы способствует проведение регулярных встреч представителей МЧС с бизнес-сообществом. В 2011 году федеральными законами были внесены существенные изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которыми были ужесточены санкции за правонарушения в области пожарной безопасности.
Размер штрафных санкций за нарушение требований ПБ составляет от тысячи рублей для граждан, до 500 тысяч рублей — для юридических лиц. Докладчик привел несколько примеров, выработанных существующей судебной практикой в данной области.
Так, в качестве примеров ситуации, при которой в случае правонарушения к ответственности привлекаются и физические лица, допустившие такое правонарушение, и юридические лица, докладчик привел следующие. Привлечение к ответственности по таким условиям осуществляется при выявлении нарушений требований ПБ, для устранения которых требуются капитальные вложения, а также иных нарушений правил пожарной безопасности при отсутствии разграничения руководителем организации полномочий по исполнению функций среди подчиненных по обеспечению ПБ, административной ответственности подлежат и ответственные должностные лица, и юридическое лицо.
В качестве еще одного примера был приведен случай нарушения требований пожарной безопасности, выражающийся в бездействии, вследствие невыполнения предписания органа Госпожнадзора, административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ подлежит юридическое лицо и его распорядительный орган — законный представитель.
Должностные лица органов Государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право беспрепятственно, по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа Госпожнадзора о назначении проверки, посещать территорию и объекты защиты и проводить их обследования, а также проводить исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю. Предметом проверки является соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения. Таким образом, предметом проверки является здание, сооружение, коммуникации, но никак не деятельность юридического лица.
"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" под объектом защиты понимает продукцию, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, строения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования ПБ для предотвращения пожара и защиты людей при возгорании.
Основанием для включения плановой проверки строения в ежегодный план проведения таких проверок является истечение трех лет со дня ввода объекта защиты в эксплуатацию, либо изменение его класса функциональной пожарной безопасности, либо окончание проведения последней плановой проверки, а также ряд других.
Таким образом, все привязки осуществляются к конкретному зданию, сооружению, к конкретной наружной территории, а не ко времени регистрации юридического лица — правообладателя, как это было принято ранее.
Периодичность проведения таких проверок устанавливается Правительством Российской Федерации. Например, на объектах образования, здравоохранения и социальной защиты плановые проверки проводятся один раз в год.
Особое внимание г-н Бондар уделил многочисленным основаниям проведения внеплановых проверок, к которым, в том числе, относится истечение срока исполнения организацией выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований ПБ. Или поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности.
Внеплановые проверки проводятся также в случае поступления информации о нарушения ПБ, которые могут создавать угрозу жизни гражданам. Информация такого рода может поступить как из СМИ, из обращений граждан, так и из рапорта сотрудника пожарного надзора. При подобных основаниях сообщать правообладателю заранее о намерении проводить внеплановую проверку не допускается.
А. Бондар особо остановился на последних изменениях в КоАП, которые внесли положения о включении в список возможных вариантов привлечения к ответственности административного приостановления деятельности субъекта через суд.
Информация о субъектах, в отношении которых вынесено решение о приостановлении деятельности, является публичной. Эти субъекты внесены в так называемый "черный" список. МЧС - одно из самых открытых министерств, которое стремится поделиться с гражданами всей имеющейся полезной информацией.Заместитель начальника управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Ленинградской области П. Кириллов рассказал собравшимся представителям бизнеса об особенностях федерального пожарного надзора в подведомственном ему регионе.Главными отличительными чертами области являются большая территория и удаленность объектов от подразделений пожарной охраны. Такая удаленность порождает проблему расположения объектов с превышением времени прибытия помощи. Докладчик напомнил, что нормы времени, установленные техническим регламентом, составляют 20 минут для сельских населенных пунктов и 10 минут - для города.
Также в своем выступлении г-н Кириллов остановился на возможных проблемах при проведении органами пожарного надзора проверок на объектах. Результаты проверки могут быть отменены, если были нарушены сроки оповещения должностных лиц объекта, а намерении провести данное мероприятие.
В ситуации с плановой проверкой такое уведомление производится за три дня до начала проверки, при проведении внеплановой проверки - за 24 часа. В последнее время судебная практика фиксирует большое количество попыток руководителей объектов опровергнуть факт получения данного уведомления.В целом на первой части заседания Комитета большое внимание докладчиками уделялось изменениям нормативной базы в связи с принятием технического регламента "О пожарной безопасности", лицензированию деятельности в области ПБ и практике проведения независимого аудита. Также поднимался вопрос взаимодействия таких организаций с органами пожарного надзора, разделения ответственности между арендаторами и правообладателями объектов.
Пожарная безопасность по науке
Вторая часть круглого стола была отдана выступлениям представителей главных образовательных и научных учреждений МЧС России: Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы (ГПС МЧС) и Санкт-Петербургского филиала Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны (ВНИИПО МЧС России).
Никому не приходится сомневаться, что за подобными организациями - будущее противопожарной безопасности. Именно здесь учатся завтрашние спасатели и разрабатываются новые технологии по совершенствованию системы пожарной безопасности.Санкт-Петербургский университет ГПС - старейшее учебное заведение в системе. В этом году вузу исполняется 106 лет, а его история началась с курсов пожарных техников. На данный момент в университете обучаются курсанты по специальностям: "пожарное дело", "судебная экспертиза", "прикладная математика" и некоторым другим.
Заместитель начальника СПб филиала ВНИИПО МЧС В. Андреев в своем выступлении поднял актуальную проблему возникновения пожаров при использовании различных пиротехнических средств. Безопасность таких средств, создающих праздничное настроение, регулируется техническим регламентом Таможенного союза № 770 - "О безопасности пиротехнических изделий". Он был принят 16 февраля 2011 года и вступил в силу с 15 февраля текущего.
В основу технического регламента положены ГОСТы государств-членов Таможенного союза. Действие документа распространяется на производство, перевозку, продажу и эксплуатацию пиротехнических средств.
Все пиротехнические изделия, согласно принятому документу, делятся на 5 классов опасности. К первому классу относятся бытовые изделия, радиус опасной зоны которых составляет менее полуметра, четвертым-пятым классом маркируются изделия для технических нужд, радиус опасной зоны которых составляет 30 и более метров.
Все пиротехнические изделия подлежат обязательной сертификации в департаменте взрывчатых веществ и пиротехнических материалов. Особенное внимание необходимо уделить сертификации изделий, поступающих на территорию Таможенного союза из других государств. Основной проблемой современной пиротехнической продукции является китайское происхождение всех изделий, даже половина из которых не прошла сертификацию.
К сожалению, не только некачественные пиротехнические средства могут привести к трагедии. Пожарная безопасность в строительстве в свете событий, периодически уносящих жизни большого количества людей, представляет особый интерес.Доцент кафедры "Пожарная безопасность зданий" СПб университета ГПС МЧС, капитан внутренней службы А. Мироньчев отразил в своем докладе методы регулирования ПБ при проведении строительных работ.
Все методы делятся на пять групп. Первая отражает эмпирически-исторический подход. До появления нормативно-правовых актов в данной сфере все вопросы решаются на уровне директив и распоряжений. Исторически сложились такие требования, как противопожарные разрывы между зданиями и необходимость возведения противопожарных стен. Как правило, такие требования появляются после крупных пожаров на основе осмысленного опыта.
Ко второй группе относятся методы натурных огневых и лабораторных испытаний. Такие методы широко применяются и используются в аккредитованных лабораториях и связаны, в итоге, с классификацией строительных конструкций и материалов.Третья группа включает в себя систему экспертных оценок. Эта система широко применяется в зарубежных странах, особенно страховыми компаниями. В России такие методы используются при оценке компенсирующих мероприятий, при составлении специальных технических условий. Группа экспертов оценивает мероприятия, которые прописаны на здание и делает заключение.Четвертая группа методов является основной в нашей стране и реализует нормативный подход. Многоуровневую систему регулирования составляют технические регламенты о пожарной безопасности, о безопасности зданий, национальные стандарты и своды правил.
Пятый уровень - самый современный и связан с методами математического моделирования пожаров. Этот уровень нашел свое отражение в методике оценки пожарных рисков. В настоящее время действуют два приказа по оценке таких рисков: первый - для общественных зданий и многофункциональных комплексов, второй - для промышленных объектов.
Более подробно о пятом уровне методов рассказывал подполковник внутренней службы, начальника отдела СПб филиала ВНИИПО МЧС П. Агеев. Его доклад был посвящен методике расчета пожарных рисков и изменениям, внесенным в методику последним приказом.
Приказ № 749 от 12 декабря 2011 года был опубликован 26 марта года текущего и вступает в силу через 60 дней после этой даты. Таким образом, с конца мая расчет величин пожарного риска будет производиться по новым правилам.
В частности, этим приказом введено понятие "сценарий пожара". Таким сценарием считается вариант пожара, определенный на основе проектной документации, условий размещения горючих материалов и людей в определенном помещении. Сценарий пожара рассчитывается исходя из наихудших условий.
Так, например, в небольшом помещении с двумя эвакуационными выходами, в котором находится более 50 человек, для расчета наихудшего сценария моделируется блокирование одного из выходов с первой секунды пожара. Докладчик привел еще несколько примеров изменений, внесенных в методику расчета, обратив особое внимание на отредактированные положения об интегральной модели пожара.
Технический регламент "О требованиях пожарной безопасности" за три года своего функционирования накопил критическую массу отзывов и замечаний, выработанных на практике.
Заместитель начальника СПб филиала ВНИИПО МЧС А. Голиков в своем докладе рассказывал об изменениях, которые планируется внести в технический регламент новым федеральным законом. Проект Федерального закона "О внесении изменений в Технический регламент" принят Государственной Думой в первом чтении 17 нояб¬ря 2011 года.
Основную работу по подготовке этого проекта проводили специалисты ВНИИПО МЧС, собирая предложения и замечания от физических и юридических лиц, а также заинтересованных организаций и подразделений. Было отмечено, что технический регламент перенасыщен конкретными техническими требованиями. Проектом закона предполагается внести изменения в части уточнения терминологии и определений. Наиболее значимые требования внесены в статьи, касающиеся соблюдения требований по водообеспечению пожаротушения, эвакуации людей и создании свободных проходов и подъездов. Докладчик особо отметил изменения, касающиеся генерального плана населенных пунктов и производственных объектов.
В частности, акцент спикером был сделан на требованиях к проектированию путей эвакуации на сложных объектах, таких как метрополитен. По словам г-на Голикова, принятые меры призваны облегчить процесс экспертизы проектов, а многие требования из разряда обязательных перейдут в добровольные.
Существенные требования, исключенные из регламента, со временем могут стать добровольными. В целом новая редакция дает проектировщикам больше свободы при утверждении своих проектов, что переводит проблему по многоступенчатому согласованию на другой - добровольный уровень.
Помимо сотрудников МЧС России, в заседании Комитета приняли участие и представители Информационной сети "Техэксперт", рассказавшие об информационном обеспечении в сфере ПБ.
Докладчики наглядно продемонстрировали возможности Информационного канала "Техэксперт", который является главным некоммерческим проектом организации, и электронной системы "Реформа технического регулирования", находящейся в свободном бесплатном доступе в Интернете Также прозвучал доклад о возможностях и услугах продукта "Техэксперт: Пожарная безопасность", что вызвало высокий интерес тех слушателей, которые еще не являются клиентами Информационной сети.
Подводя итог, можно сказать, что выступления докладчиков на рамках XVIII заседании Комитета были призваны обнародовать основные достижения и проблемы в области пожарной безопасности, привести примеры из судебной практики, способные проиллюстрировать те или иные спорные моменты.
Представители Санкт-петербургских и областных предприятий, которых насчитывалось порядка 100 человек, проявили большой интерес к поднятым проблемам, активно задавали вопросы и участвовали в обсуждении.
В ходе всего мероприятия велась прямая трансляция в Интернет в формате вебинара, поэтому после завершения официальной части заседания не только специалисты, присутствующие в зале, но также и слушатели в сети, наблюдавшие за мероприятием онлайн, имели возможность задать интересующие вопросы, получить краткую консультацию от компетентных лиц и взять необходимые контакты. Кроме того, впервые за историю заседаний Комиссии по техрегулированию и стандартизации СПб ТПП велась профессиональная видеозапись Интернет-каналом Delovoe TV, которая размещена в открытом доступе в сети, и каждый желающий может не только прочитать репортаж, но и посмотреть ролики с докладами выступающих и ответами на вопросы зала.
Информационный бюллетень №6 (72) июнь 2012