Техническое регулирование. Проблемы и решения.
Проблемы нормативно-правового регулирования промышленной безопасности объектов электроэнергетики
Начавшийся в конце прошлого века в России переход к рыночным отношениям потребовал совершенствования существующих и разработки новых принципов и системы управления развитием и функционированием единой энергетической системы. Многие системные задачи остались прежними, однако они должны быть адаптированы к новым условиям.
В настоящее время возникла необходимость разработки нормативов и принципов обеспечения промышленной безопасности на объектах электроэнергетики, требуются координация разработок энергетических организаций и участие энергетиков в деятельности по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций с электроснабжением.
В этой связи целесообразно пересмотреть состав проектной документации для системообразующих электрических подстанций (ПС) и линий электропередачи. Так, в качестве обязательного раздела в проекты сравнительно недавно стали включать проведение мероприятий гражданской обороны и по предупреждению чрезвычайных ситуаций. В связи с пожарами на ПС (и особенно крупной аварией на ПС "Чагино" 500 кВ) потребовалось ввести в состав проектной документации декларацию пожарной безопасности с расчетами по оценке пожарных рисков. Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в проект ПС должен быть включен раздел с декларацией промышленной безопасности ПС как объекта повышенной опасности из-за использования в технологическом процессе взрывопожароопасного вещества - трансформаторного масла. Должны быть также выполнены расчеты для оценки промышленных рисков от аварий с тяжелыми последствиями.
В нашей стране анализ риска промышленных производств весьма ограничен в части получения показателей безопасности объектов. Опыт декларирования безопасности указывает не только на недостаток нормативной документации по анализу опасностей и риска, но и на отсутствие единого понимания терминов "безопасность", "риск", "анализ риска" и др.
Потребность в упорядочивании понятий в области безопасности объектов электроэнергетики и возможных подходов к оценкам безопасности с учетом технологических особенностей определяется также развитием законодательства, в частности принятием Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте".
В развитых промышленных странах законодательство по промышленной безопасности начало формироваться в 70 - 80-х гг. прошлого века. Одним из первых правовых документов, содержащих требование проведения анализа опасностей, стала Директива Европейского сообщества от 24 июня 1982 г. 82/501/ЕЭС "Риски возникновения крупных аварий в некоторых отраслях промышленности" ("Директива Севезо 1"). Она требует от владельца опасного объекта, доказывать компетентным органам государств-членов ЕС, что идентифицированы соответствующие опасности, приняты необходимые меры безопасности и лицам, работающим на объекте, предоставлена информация об опасностях. Анализ опасности представляется как составная часть разрабатываемой предприятием декларации безопасности (Safety Report).
В нашей стране на начальном этапе развития теории надежности систем энергетики безопасность рассматривалась в составе комплекса свойств надежности. Позже понятие "безопасность" было выведено из этого набора и как базовое вошло в сборник терминов и определений по энергетической безопасности.
Выпуск сборника связывают с формированием новой области энергетических исследований - энергетической безопасности России и ее регионов, т.е. безопасность рассматривается на системном уровне. При этом неопределенным осталось значение этого понятия на более низких иерархических уровнях рассмотрения: объектов и оборудования. Это приводит к разному толкованию вопросов безопасности в управленческих и нормативно-технических документах на проектирование и эксплуатацию энергообъектов, включая обоснование соответствующих мероприятий.
Опыт декларирования безопасности указывает не только на недостаток нормативной документации по анализу опасностей и риска, но и на отсутствие единого понимания терминов "безопасность", "риск", "анализ риска" и др.
Промышленная безопасность оборудования и энергообъектов тесно связана с одной из важнейших характеристик - их аварийностью, функциональная модель которой показана на рисунке:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ АВАРИЙНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Большинство причин повреждений и нарушений в работе объектов, а также размер последствий имеют случайный характер, что во многом определяет математический аппарат и методы анализа надежности и безопасности объектов.
На примере функциональной модели рассмотрим понятие "промышленная безопасность".
В ФЗ № 116 от 21.07.1997 оно определяется как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий". Данная формулировка в большей мере относится к блоку социальных последствий.
В Федеральном законе от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" безопасность процессов производства и эксплуатации рассматривается как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей природной среде, жизни и здоровью животных и растений, т.е. в функциональной модели распространяется на все три блока последствий. При этом вводится показатель безопасности - "риск".
В указанных законах "безопасность" представляется как состояние защиты внешних (по отношению к рассматриваемому) объектов (человека, природной среды и материальных ценностей) от опасностей, могущих возникнуть вследствие аварии на рассматриваемом техническом объекте (соответствует английскому термину security).
На самом техническом объекте в случае аварии существует потенциальная опасность для находящихся на нем работников, оборудования и сооружений, а также занимаемой им территории. С этой точки зрения при проектировании и эксплуатации решения по обеспечению безопасности направлены на снижение уровня потенциальной опасности, т.е. придание объекту свойства безопасности при возможных технологических нарушениях (соответствует английскому термину safety).
Таким образом, в одном случае понятие "безопасность" может фигурировать в качестве состояния, а в другом - свойства. Согласно современному толковому словарю русского языка Т.Ф. Ефремовой, "состояние - положение в котором кто-, что-либо находится", а "свойство - качество, признак, являющийся отличительной способностью кого-, чего-либо".
Из приведенных толкований можно сделать заключение (для промышленных объектов (систем)), что человек, материальные ценности и окружающая объект природная среда находятся в состоянии (положении) безопасности (защищенности), если при проектировании, строительстве и организации эксплуатации объекта приняты необходимые меры по снижению тяжести последствий от возможных технологических нарушений, т.е. объекту приданы свойства безопасности. Уровнем безопасности можно управлять с помощью соответствующих мер и мероприятий и тем самым устанавливать приемлемую величину риска.
Для иллюстрации сказанного рассмотрим установку силового трансформатора на ПС. Нужный уровень промышленной безопасности установки достигается выполнением противопожарных требований: использование маслоприемников, маслоотводов и маслосборников, газовых и водяных систем пожаротушения и др. Снижению тяжести последствий от технологических нарушений на установке способствует наличие комплекса быстродействующих релейных защит трансформатора. Для защиты от несанкционированного доступа к установке предусмотрены ограждения, блокировки.
Следует заметить, что свойство надежности трансформаторной установки обеспечивается другими мероприятиями. Технический объект может обладать достаточным уровнем надежности, но при этом не обязательно является безопасным. Справедливо и обратное утверждение.
Во избежание разночтений предлагаем употреблять термин "защищенность", когда речь идет о состоянии защиты внешних объектов от опасных воздействий при аварии на рассматриваемом техническом объекте (например, защищенность населения и жилых зданий от аварий на ПС).
Термин "безопасность" рекомендуется употреблять как свойство объекта при оценках качества его функционирования (например, современные средства пожаротушения позволяют повысить безопасность установок трансформаторов на ПС).
Согласно ФЗ № 184 (ст. 7), различают несколько видов промышленной безопасности: взрывобезопасность, пожарная, термическая, электрическая, ядерная и радиационная безопасность.
При работе на электросетевых объектах наиболее актуально соблюдение норм пожарной и электрической безопасности.
Для оценки безопасности технических объектов в качестве характеристики (меры) опасности негативных последствий от аварий и других нарушений используется показатель "риск" - сочетание вероятности события и его последствий.
Введем следующие обозначения:
Pm(τ) - вероятность того, что в интервале времени произойдет m технологических нарушений (m = 0, 1, 2, ...);
x'j - значение последствий (социальных x'c, экологических x'эк, или экономических x'э), при равенстве или превышении которого техническое нарушение расценивается как неприемлемое по последствиям событие. (На практике x'c и x'эк должны задаваться директивными документами, исходя из требований по социальной защите людей и охраны природы. Значение x'э в условиях рыночной экономики устанавливается для конкретного объекта из анализа экономических условий его деятельности.)
При известной функции распределения последствий технологических нарушений случайной величины X(F(x) = P(X
P(Xj ≥ x'j)=1-F(x'j).
Риск того, что за время τ произойдут технологические нарушения с неприемлемыми последствиями, равен:
,
где Pm(Xj ≥ x-'j) - условная вероятность превышения допустимых значений последствий при m-м технологическом нарушении.
При оценке промышленной безопасности объектов приоритетное значение имеют вопросы защиты человека от опасности и ущерба здоровью при выполнении его профессиональных обязанностей. В практике эксплуатации и при обосновании нормативов безопасности энергообъектов может найти применение индивидуальный показатель риска для работающего на объекте. Определим его приближенную оценку на примере пожарной безопасности установки трансформатора. Статистика повреждаемости (сопровождающаяся внутренними короткими замыканиями (КЗ)) трансформаторов и автотрансформаторов напряжением 110 - 500 кВ мощностью 63 МВА и более, эксплуатируемых на предприятиях электрических сетей, показывает, что средняя ее величина на единицу оборудования составляет 0,0045 повреждений в год, причем 24% повреждений происходит с возгораниями и пожарами. Таким образом, повреждаемость с возгоранием составляет 0,0045 * 0,24 = 0,00108 в год, т.е. из каждой тысячи трансформаторных установок, находящихся в эксплуатации, в течение года возможно повреждение одного трансформатора из-за внутренних КЗ. Для проведения ежедневного проверочного осмотра оборудования вероятность присутствия работника в течение года в опасной по пожару зоне не превысит 2,473 x 10-3. А самая пессимистическая оценка индивидуального риска негативных последствий для дежурного персонала ПС от пожара на трансформаторных установках составит 2,5 x 10-6.
Из рассмотрения общего подхода к оценке уровня промышленной безопасности объектов видно, что для анализа рисков необходимо иметь данные, полученные методами математической статистики (в состав таких данных входят: функции распределения последствий технологических нарушений, или гистограммы последствий, интенсивность этих нарушений в период наблюдения и другие данные в зависимости от особенностей объекта рассмотрения), а также сформировать и постоянно поддерживать полную и достоверную базу данных аварийности. Однако утвержденные Постановлением Правительства РФ "Правила расследования причин аварий в электроэнергетике" и принятые на их основе приказы Минэнерго РФ о формах акта расследования, отчета и передачи оперативной информации об авариях не ориентированы на сведения о последствиях аварий, а следовательно, провести анализ рисков последствий от аварий этих документов невозможно. В ФЗ № 225 об обязательном страховании опасных производственных объектов (ОПО) определены размеры страховых сумм и предельные размеры страховой выплаты потерпевшему, страховая премия и страховые тарифы и др. Минфин России обнародовал расчеты тарифов, где базовый тариф для большинства ОПО тепло- и электроэнергетики предложен в размере 4,05% от страховой суммы, для ОПО нефтепродуктообеспечения страховой тариф составляет 0,19%, для объектов, на которых хранятся, получаются и используются взрывчатые вещества - 1,96%. При этом на последних по сравнению с ПС значительно больше опасностей для людей в случае аварии.
Согласно ФЗ №116, ПС 330 кВ и выше относят к ОПО только из-за наличия в маслонаполненном оборудовании суммарного количества трансформаторного масла более 200 т. Но эти установки находятся под высоким напряжением, на охраняемой территории, недоступной для посторонних лиц. Присутствие персонала вблизи работающих установок возможно лишь кратковременно, при проведении визуального осмотра. Статистика пожаров трансформаторных установок показывает низкую вероятность поражения обслуживающего персонала и выхода поражающих факторов наружу с территории ПС. В основном имеет место существенный экономический ущерб. Следует также заметить, что ФЗ №225 не распространяется на причинение вреда природной среде и по договору обязательного страхования страховщик не возмещает вред, причиненный имуществу страхователя. Такие условия страхования не согласуются с мировыми принципами и практикой страхования, определяющими, что размер страховой премии напрямую зависит от уровня безопасности объекта. Кроме того, при назначении страховых тарифов немаловажными являются такие факторы, как срок эксплуатации установленного на объекте оборудования, региональные природно-климатические условия эксплуатации, статистика причин повреждаемости на объектах и др.: "Рассмотрение влияющих факторов имеет огромное значение, когда страховая компания решает принимать или не принимать некий риск и какую страховую премию назначить".
Выводы:
Очевидны несогласованность и несовершенство принимаемых решений по промышленной безопасности на объектах электроэнергетики. Данные вопросы требуют углубленной научной проработки компетентными организациями и специалистами. При эксплуатации электросетевых объектов следует обратить особое внимание на электрическую безопасность, особенно в распределительных сетях, объекты которых не относятся к ОПО.
Источник: "Стандарты и качество" № 4 за 2013г.