Online консультант сайта ЦНТД Регламент

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

Профессиональные стандарты: процесс должен быть открытым

В прошлом году Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2012 № 2204-р был утвержден План разработки профессиональных стандартов до 2015 г., который предусматривает создание Экспертного совета по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты РФ. Сформирован состав Совета, подготовлены некоторые методические документы, заявлены инициативы организаций, желающих принять участие в подготовке профстандартов. Но прежде всего следует достичь договоренностей по принципиальным вопросам. Площадку для этого предоставил Комитет Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, который 26 апреля этого года провел "круглый стол", посвященный перспективам взаимодействия системы образования и рынка труда.

Заседание открыл вице-президент ТПП РФ А.М. Рыбаков, который очертил круг проблем, связанных с тем, что новые экономические условия требуют повышения качества профессиональной подготовки работников, и отметил деятельность ТПП по реализации Концепции развития начального, среднего и высшего профессионального образования.

Одна из наиболее дискутируемых тем связана с сертификацией персонала и созданием сети центров сертификации во взаимодействии с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), ТПП РФ, объединениями "Деловая Россия" и "ОПОРА РОССИИ".

Сертификация провалилась из-за отсутствия надежных документов, на основе которых можно было бы оценивать специалистов, заметила по этому поводу и.о. директора "Национальное агентство развития квалификаций" И.А. Волошина. Она осветила историю вопроса с того момента, как Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" В.В. Путин поручил подготовить законопроект по разработке, утверждению и применению профессиональных стандартов. В соответствии с этим документом, до 2015 г. должны быть утверждены не менее 800 профстандартов.

В конце прошлого года В.В. Путин подписал Федеральный закон № 236-ФЗ от 03.12.2012 "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании", согласно которому в Трудовом кодексе РФ закрепляются понятия "квалификация работника" и "профессиональный стандарт".

В этом году был опубликован основополагающий документ для разработчиков профессиональных стандартов - Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов". В соответствии с этим постановлением, разработчиками профстандартов являются профессиональные сообщества, включая СРО, при участии образовательных организаций и поддержке министерств и ведомств.

На первом заседании Экспертного совета, прошедшем 5 апреля 2013 г., были одобрены методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов, макет стандарта (по сути, его формат), а также преемственный документ, соотносимый с Национальной рамкой квалификации (НРК), - "Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов".

При Министерстве труда и социальной защиты формируются отраслевые группы по разработке профстандартов и идет сбор заявок на участие. НИИ труда готов обеспечить разработчиков справочными материалами, на его базе также проводятся бесплатные семинары.

И.А. Волошина, являющаяся членом Экспертного совета, пригласила к участию в подготовке профстандартов федеральные и региональные структуры, заинтересованные в сближении системы образования с рынком труда. Чем больше сторон включится в процесс обсуждения, тем более эти документы будут обоснованными и проработанными. Процесс должен быть открытым, подчеркнула спикер.

Возражения по вопросу вручения полномочий разработки профстандратов образовательным организациям были высказаны со стороны представителя Агентства стратегических инициатив (АСИ), которое на сегодня задает направление в процессе подготовки документов.

Одна из "дорожных карт", разрабатываемых АСИ, посвящена переходу к Национальной системе компетенций и квалификаций (НСКК). Об этом рассказал директор направления "Молодые профессионалы" АСИ Д.Н. Песков. В основном говорилось о том, чего в России нет. Нет системы целеполагания при подготовке кадров национальной экономики, т.е. точных данных, каких работников и под какие отрасли необходимо готовить, какое качество квалификации должно быть им задано для обеспечения конкурентоспособности экономики. Отсутствует система управления компетенциями и квалификациями. Система образования готовит выпускников и формирует контрольные цифры приема в вузах без веских обоснований своих прогнозов. В России нет процесса нормативного ввода новых профессий, несмотря на то, что за последние десять лет их количество в мире удвоилось. Не оценивается качество специалистов после выпуска из вузов. Из-за отсутствия профессиональных стандартов невозможно про ведение сертификации, соответственно, не может быть создана и система аккредитации.

В "дорожной карте" НСКК предлагается последовательное создание инфраструктурных элементов рынка труда. Первым шагом является создание среднесрочного и долгосрочного прогнозов потребностей в кадрах для обеспечения экономического роста. В карте прописано около сотни мероприятий в области образования, трудового регулирования и сертификации.

АСИ ведет ряд проектов в области образования и компетенций. В агентстве также готовится справочник по перспективным и "умирающим" профессиям.

"Если вы работаете в логике компетенции, исчезает проблема профессии. Это устаревающий термин, который был адекватен экономике двадцатилетней давности. Сегодня человек меняет до 12 профессий в течение жизни, работодателю нужна не профессия, а компетенция: способность достигать заданных результатов в заданном контексте", - считает представитель АСИ.

Основным тезисом выступления стало то, что разработке профстандартов должно предшествовать создание прогноза по компетенциям и обновленного классификатора профессий.

Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, Единый тарифно-квалификационных справочник профессий рабочих и Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, которыми руководствовались кадровые службы советских предприятий, действительно, устарели. Но эти документы гарантируют компенсации за вредные условия труда для определенных профессий. В целом справочники содержат характеристики 5,5 тыс. профессий и 2 тыс. должностей.

В соответствии с Международной стандартной классификацией занятий в России разработан Общероссийский классификатор занятий. Но этот документ описывает менее тысячи профессий, не содержит требований к компетенциям и не избавляет от проблемы гармонизации с международными нормами соответствующих профессий.

Невысоко оценивая результаты подготовки проектов профстандартов (а с сентября прошлого года их было представлено несколько десятков), Д.Н. Песков указал на альтернативный путь, по которому может происходить разработка профстандартов. Суть его в том, что наилучшая практика, демонстрируемая участником конкурса рабочей специальности, может быть рекомендована как основа для профстандарта. С этой целью АСИ инициировало проведение в России конкурса WorldSkills по 54 наиболее распространенным рабочим профессиям.

Ряд утверждений, высказанных директором направления "Молодые профессионалы" АСИ Д.Н. Песковым, вызвал критику со стороны председателя Комитета ТПП РФ по содействию профессиональному и бизнес-образованию, члена-корреспондента РАН В.М. Приходько. Наиболее спорным положением в позиции АСИ, по его мнению, является то, что профстандарты должны разрабатываться исключительно профессиональным сообществом. В.М. Приходько считает, что логика выстраивания подхода по формированию профстандартов наиболее грамотно представлена в РОСНАНО.

Руководитель отдела образовательных проектов этой структуры, профессор Г.И. Гумерова рассказала, что РОСНАНО создало систему, в которой образовательные и профессиональные стандарты сочетаются достаточно гармонично. Универсальным элементом является трудовая функция. Структурно эти стандарты близки тем, что содержат требования к программе или к результатам обучения.

Тем не менее среди ИТ-специалистов разрыв образовательных и профессиональных стандартов ощутим из-за скорости обновления технологий. "Пять лет назад ни одной из первой пятерки наиболее востребованных сегодня профессий еще не существовало", - отметил руководитель направления по работе с системой образования ООО "Майкрософт Рус" А.В. Гаврилов.

Комментируя выступления участников "круглого стола", В.М. Приходько высказался о необходимости взаимодействия высшей школы и работодателей для того, чтобы точнее формулировать методологические подходы к оптимальному составу дисциплин.

Примеры такого партнерства были приведены директором Института проблем развития кадрового потенциала ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина В.С. Шейнбаумом. Он также рассказал о создании системы добровольной сертификации квалификаций в нефтеперерабатывающей отрасли при трехстороннем сотрудничестве с компаниями "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть": создан экспертно-методический центр, подготовлен комплект документации, включая процедурные, контрольно-измерительные материалы для оценки квалификации.

Руководитель экспертного клуба промышленности и энергетики Г.Э. Афанасьев рассказал о переменах в области сертификации персонала, которые произошли в международном регулировании в связи с выпуском новой версии стандарта ИСО/МЭК 17024 "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала". Наиболее существенное из изменений - сертификация людей, а не персонала. Вторая важная новация запрещает проводить одной и той же организации обучение персонала и его сертификацию. Это может создать сложности центрам по сертификации при вузах, отметил Г.Э. Афанасьев.

В ИСО/МЭК 17024-2012 впервые введены требования по защите персональных данных. Пересмотрены принципы аттестации программ, установлены новые критерии аттестации и подробно описана апелляция, весь сертификационный процесс максимально детализирован и схематизирован. Добавлены требования к наблюдателям, администраторам и даже субподрядчикам.

Когда речь зашла о сертификации, прозвучали предостережения, что взаимное признание результатов сертификации должно определяться едиными требованиями к тем органам по сертификации (ОС), которые осуществляют подтверждение соответствия в системах добровольной сертификации. Говорилось о роли Минтруда в регулировании единства этих требований. При подготовке профстандартов необходимо разработать процедуры, правила, порядок взаимного признания и единые подходы в методах испытаний (аттестаций).

Вопросам сертификации и построению сквозных (межотраслевых) систем квалификаций (рамок квалификаций) был посвящен доклад генерального директора НП "Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников" Л.П. Хлюсневой. В планах этой организации - подготовка 20 профстандартов офисных работников. За основу были взяты макеты Национального агентства развития квалификаций, которые будут переработаны в соответствии с новыми требованиями и учетом опыта международной и европейской ассоциаций офисных специалистов и административных работников.

Модератор "круглого стола" заместитель председателя Комитета К.А. Савченко-Вельский сообщил, что планируется создание пилотного центра сертификации персонала с отработкой методик оценочных процедур. На центральный орган системы сертификации возлагаются задачи координации работы ОС, ведение открытого реестра сертификатов, контроль качества и выдачи сертификатов, содействие в проведении аккредитации ОС и разработки профстандартов.

Президент Академии труда и социальных отношений, доктор экономических наук Н.Н. Гриценко отметил, что для осуществления взаимодействия высшей школы с работодателями в создании профстандартов не хватает нормативной поддержки. Он предложил внести в Комитет образования Государственной Думы рекомендацию ускорить подготовку национального законодательства по созданию механизмов, обеспечивающих взаимодействие систем управления рынком труда и образования. В качестве уже имеющейся правовой основы докладчик привел Модельный закон о подготовке кадров с учетом потребностей рынка труда, утвержденный 23 ноября 2012 г. на пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ. Этот закон определяет правовые, финансовые и организационные основы партнерства государства и частного сектора в системе профессионального образования.

В заключение участники "круглого стола" обсудили рекомендации в адрес Государственной Думы, Федерального Собрания, Министерства труда и социальной защиты, Министерства образования и науки России.

Источник: "Стандарты и качество" № 6 за 2013г. Светлана Харисова

<<< к другим материалам