Техническое регулирование. Проблемы и решения.
ТР ТС 021/2011 Технический регламент "О безопасности пищевой продукции"
ТР ТС 021/2011 "0 безопасности пищевой продукции" - один из ключевых и наиболее объемных в блоке "пищевых" ТР ТС. Он состоит из семи глав: "Общие положения", "Требования безопасности пищевой продукции", "Требования к процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации пищевой продукции", "Оценка (подтверждение) соответствия", "Государственный контроль (надзор)", "Маркировка пищевой продукции", "Защитительная оговорка". Главы разбиты на сорок статей. Кроме того, документ содержит десять приложений.
Объектами технического регулирования указанного ТР являются пищевая продукция и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В документе подчеркивается, что его нормы не распространяются на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы изготовления, хранения, перевозки и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории ТС, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.
ТР ТС 021/2011 в ст. 5 "Правила обращения на рынке" устанавливает, что пищевая продукция выпускается в обращение на рынке только при ее соответствии данному документу, а также иным ТР ТС, действие которых на нее распространяется. Пищевая продукция, соответствующая необходимым требованиям и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС. Вся пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость этой продукции. Если же выяснится, что пищевая продукция не соответствует требованиям ТР ТС, действие которых на нее распространяется, в том числе с истекшими сроками годности, то она подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства-члена ТС.
В ст. 6 "Идентификация пищевой продукции (процессов) для целей их отнесения к объектам технического регулирования технического регламента" перечислены методы такой идентификации: по наименованию, визуальный, органолептический, аналитический методы. Определить пищевую продукцию, например, по наименованию - значит сравнить наименование и назначение пищевой продукции, указанные в маркировке на потребительской упаковке или в товаросопроводительной документации, с наименованием, указанным в определении вида пищевой продукции в настоящем ТР и (или) в ТР ТС на отдельные виды пищевой продукции. Аналитический метод применяется, когда пищевую продукцию невозможно идентифицировать по наименованию, визуальным или органолептическим методами. В этом случае в лабораторных условиях проверяется соответствие физико-химических и (или) микробиологических показателей пищевой продукции признакам, изложенным в определении такой продукции в ТР ТС.
Ст. 7 "Общие требования безопасности пищевой продукции" начинается с четкой формулировки: "Пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной". Это - главное правило, которое дополняется и углубляется в ТР за счет других важных нормативно-правовых положений. Микробиологические нормативы и гигиенические требования безопасности пищевой продукции, в том числе консервированной, допустимые уровни радионуклидов, требования к непереработанному продовольственному сырью животного происхождения, а также паразитологические показатели безопасности рыбы, ракообразных, моллюсков, земноводных, пресмыкающихся и продуктов их переработки установлены в приложениях 1-6. Там, в частности, указываются предельно допустимые уровни содержания в различных видах пищевой продукции патогенных микроорганизмов, бактерий рода Yersinia, стафилококковых энтеротоксинов, мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов, бактерий группы кишечных палочек (колиформы), плесеней, дрожжей и т.д. ТР подчеркивает, что мясо и другое мясное сырье должны происходить от убоя здоровых животных, заготовленных в хозяйствах или на административной территории в соответствии с регионализацией, официально свободных от наиболее опасных болезней животных. Кроме того, ТР предъявляет в этой части необходимые требования безопасности к мясу птицы, домашних кроликов, диких животных, яйцам, молоку, водным биологическим ресурсам, меду и т.д. В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
Высокие требования безопасности ТР ТС предъявляет к специализированной пищевой продукции. Например, при производстве пищевой продукции для детского питания, беременных и кормящих женщин не допускается использование продовольственного сырья, содержащего ГМО. Пищевая продукция для детского питания не должна содержать этилового спирта более 0,2%, натуральный кофе, ядра абрикосовой косточки, уксус, подсластители, за исключением специализированной пищевой продукции для диетического лечебного и диетического профилактического питания. Печенье для детского питания не должно содержать добавленного сахара более 25%, хлебобулочные изделия для детского питания - соли более 0,5%. Пищевая продукция для детей первого года жизни по своей консистенции должна соответствовать возрастным физиологическим особенностям пищеварительной системы ребенка данного возраста. При изготовлении пищевой продукции для детского питания для детей раннего возраста не допускается использование довольно широкого перечня продовольственного сырья, в котором - творог с кислотностью более 150 градусов Тернера, соевая мука (кроме изолята и концентрата соевого белка), продукты убоя продуктивных животных и птицы, подвергнутые повторному замораживанию, тушки цыплят и цыплят-бройлеров 2-й категории, соленое сливочное масло, рыбное сырье, полученное от рыбы садкового содержания и придонных пород рыб, ряд пряностей, майонез и т.д. В детском питании для детей всех возрастных групп для придания специфического аромата и вкуса допускается использовать только натуральные пищевые ароматизаторы и для детей старше 4 месяцев - ванилин.
В ст. 21 ТР ТС 021/2011 установлены формы оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции требованиям настоящего ТР и (или) ТР ТС на отдельные виды пищевой продукции:
1)подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции;
2)государственной регистрации специализированной пищевой продукции;
3)государственной регистрации пищевой продукции нового вида;
4)ветеринарно-санитарной экспертизы.
Основной формой подтверждения соответствия выпускаемой в обращение на таможенной территории ТС пищевой продукции является декларирование, которое может осуществляться по одной из трех схем (1д-Зд), указанных в ст. 23 этого ТР.
Согласно ст. 24, специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации. К данной продукции документ относит пищевую продукцию для детского питания, в том числе питьевую воду для детского питания, пищевую продукцию для диетического лечебного и диетического профилактического питания, минеральную природную, лечебно-столовую, лечебную минеральную воду с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащую биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм; пищевую продукцию для питания спортсменов, беременных и кормящих женщин, биологически активные добавки к пище. Следует отметить, что, во-первых, государственную регистрацию такой продукции проводит орган, уполномоченный государством-членом ТС, а во-вторых, государственная регистрация специализированной пищевой продукции является бессрочной.
В ст. 40 главы "Защитительная оговорка" подчеркивается, что государства-члены ТС обязаны предпринять все меры по недопущению выпуска в обращение на таможенной территории ТС пищевой продукции, не соответствующей требованиям рассматриваемого ТР, а также ее изъятию из обращения. Уполномоченный орган государства-члена ТС обязан уведомить уполномоченные органы других государств-членов ТС о принятом решении с указанием причин принятия данного решения и предоставлением доказательств, разъясняющих необходимость принятия данной меры. Основанием для применения этой статьи могут быть только два случая: невыполнение требований этого ТР ТС и неправильное применение связанных с ним стандартов.
По материалам РИА СТК № 8