Техническое регулирование. Проблемы и решения.
Актуальные вопросы по применению 8 технических регламентов таможенного союза
В департамент технического регулирования и аккредитации ЕЭК поступает много вопросов, касающихся трактовки некоторых положений ТР ТС, применения вступивших в силу ТР ТС. Предлагаем читательскому вниманию несколько ответов на наиболее значимые вопросы.
В принятых ТР ТС отсутствует единообразие изложения и оформления, что затрудняет понимание и выполнение заложенных в них требований. Кроме того, схемы, приведенные в этих документах, противоречат друг другу. Будут ли унифицированы ТР ТС€
Задачи сделать ТР ТС единообразными нет. При этом отсутствие унификации вряд ли способно серьезно затруднить понимание указанных документов. Различие в изложении тех или иных норм отдельных ТР связано с особенностями групп продукции, являющихся объектами технического регулирования, а также с разнообразием разработчиков ТР ТС.
Принятые и разрабатываемые ТР ТС соответствуют структуре, определенной Рекомендациями по типовой структуре ТР Евразийского экономического сообщества, утвержденными Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 октября 2006 г № 321.
Ст. 32 ТР ТС "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) предусмотрена регистрация производственных объектов. В то же время ст. 21 установлено, что оценка (подтверждение) соответствия таких процессов производства проводится в форме государственной регистрации. Означает ли это, что государственный надзор в отношении них исключен?
В соответствии со ст. 38 ТР ТС 021/2011 государственный контроль (надзор) за соблюдением требований указанного ТР в отношении пищевой продукции и связанных с требованиями к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена ТС. Таким образом, государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении пищевой продукции и связанных с требованиями к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
В ТР ТС 021/2011 нет микробиологических показателей. Должен ли орган по сертификации обязать заявителя испытать заявленную продукцию на микробиологические показатели? Или данные показатели более неподконтрольны?
Микробиологические показатели безопасности пищевой продукции установлены в прил. № 1 (патогенные) и в прил. № 2 (условно патогенные) к ТР ТС 021/2011. Соответствие продукции требованиям указанного ТР должно подтверждаться по всем показателям, установленным ТР, в том числе и по микробиологическим.
В какой период планируется введение ТР ТС на кондитерскую продукцию?
Кондитерская продукция является объектом технического регулирования ТР ТС 021/2011. Разработка ТР ТС на кондитерскую продукцию не предусмотрена Планом разработки ТР ТС на 2012-2013 гг., утвержденным Решением Совета ЕЭК 23 ноября 2012 г. № 103.
Необходимо ли на этикетке алкогольной продукции указывать информацию на языках государств-членов ТС€
В соответствии с подп. 2 п. 4.1 ст. 4 ТР ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011), необходимо.
Правильно ли указывать в составе продукта: "пищевая добавка регулятор кислотности лимонная кислота" или достаточно написать: "регулятор кислотности лимонная кислота"?
В подп. 6 п. 4.4 ст. 4 ТР ТС 022/2011 установлены требования к указанию пищевой добавки в составе пищевой продукции. Должно быть указано функциональное (технологическое) назначение и наименование пищевой добавки, что может быть заменено индексом пищевой добавки согласно Международной цифровой системе ((N3) или Европейской (Е).
На какой срок изготовитель может зарегистрировать декларацию о соответствии пищевой продукции требованиям ТР ТС 021/2011?
В соответствии с положениями п. 10 ст. 23 ТР ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 880, срок действия декларации о соответствии устанавливается заявителем, если иное не предусмотрено ТР ТС на отдельные виды пищевой продукции.
Может ли быть доказательным материалом для принятия и регистрации декларации о соответствии продукции требованиям ТР ТС по единой форме сертификат соответствия, выданный в системе ГОСТ Р?
Решением Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г № 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии ТР ТС и правилах их оформления" утверждена единая форма декларации о соответствии требованиям ТРТС и правила ее оформления (далее - единая форма). Обращаем внимание, что в поле 5 единой формы ("Декларация о соответствии принята на основании") указываются сведения о документах, подтверждающих соответствие продукции требованиям ТР ТС (протоколы исследований (испытаний) или измерений с указанием номера, даты, наименования испытательной лаборатории (центра), регистрационного номера аттестата аккредитации и срока его действия, другие документы, представленные заявителем в качестве доказательства соответствия требованиям ТР ТС).
В документах ТС указывается на то, что Беларусь, Казахстан и Россия осуществляют единый подход к техническому регулированию. Декларируется, в частности, что ни одна из сторон не имеет права применять дополнительные требования к продукции, к которой установлены единые требования ТС. Когда фактически будет выполняться это положение?
В соответствии с п. 3 ст. 5 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. со дня вступления в силу ТР ТС, где устанавливаются единые требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, а также правила идентификации, формы, схемы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия, на территориях государств-членов ТС соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами сторон, не применяются. Кроме того, согласно п. 2 ст. 2 указанного соглашения, ТР имеют прямое действие на таможенной территории ТС и с момента их вступления в силу национальные нормы, установленные к объектам регулирования ТР, утрачивают силу. Также необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 4 соглашения ТР разрабатываются только в отношении продукции, включенной в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС. Согласно п. 4 ст. 3 соглашения, стороны не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в Единый перечень. Таким образом, никаких дополнительных требований к продукции не должно применяться. На 1 сентября 2013 г. вступил в силу 21 ТР ТС. До этого момента стороны должны были предпринять соответствующие меры по реализации ТР ТС, в том числе в части приведения национальных законодательств в соответствие с положениями ТР ТС.
Будет ли разрабатываться система добровольной сертификации продукции в рамках ТС€
В настоящее время договорно-правовой базой ТС и ЕЭП разработка системы добровольной сертификации продукции в рамках ТС не предусмотрена.
Можно ли при оформлении декларации о соответствии пищевой продукции указывать в ней несколько ТР ТС€
В соответствии с Решением Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г. № 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии ТР ТС и правилах их оформления" в поле 10 единой формы сертификата соответствия требованиям ТР ТС и в поле 4 единой формы декларации о соответствии требованиям ТР ТС указывается наименование технического (технических) регламента (регламентов) ТС.
Требуется ли подтверждение соответствия ТР ТС "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) многооборотной тары - стальных контейнеров, ввезенных до вступления в силу ТР ТС, с выполнением всех требований подтверждения соответствия (санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат), действующих на момент импорта? Необходимо ли нанесение знака обращения?
В соответствии с п. 3.2 Решения Комиссии ТС от 16 августа 2011 г № 769 "О принятии технического регламента ТС "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государств-членов ТС или нормативными правовыми актами ТС, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования названного ТР, до дня вступления в силу ТР, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2014 г., за исключением таких документов, выданных или принятых до дня официального опубликования Решения, которые действительны до окончания срока их действия. Со дня вступления в силу ТР выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным законодательством государств-членов ТС или нормативными правовыми актами ТС, не допускается. В соответствии с п. 3.3 Решения до 15 февраля 2014 г. допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными законодательством государств-членов ТС или нормативными правовыми актами ТС, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу ТР Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государств-членов ТС или с Решением Комиссии ТС от 20 сентября 2010 г № 386. Маркирование такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС не допускается.
Если пищевая продукция со сроком годности с даты производства была декларирована на серийное производство до 1 июля 2013 г., будет ли действительна такая декларация до 2015 г.?
В соответствии с п. 3.2 Решения Комиссии ТС от 9 декабря 2011 г. № 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства-члена ТС, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), до дня вступления в силу ТР (до 1 июля 2013 г), действительны до окончания срока их действия, но не позднее 15 февраля 2015 г Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования указанного Решения, действительны до окончания срока их действия.
В соответствии с п. 4.4.18 ТР ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) для пищевых продуктов, содержащих красители (азорубин Е122, желтый хинолиновый Е104, желтый "солнечный закат" РСР Е110, красный очаровательный АС Е129, понсо 4Р Е124 и тартразин Е102), должна наноситься предупреждающая надпись: "Содержит краситель (красители), который (которые) может (могут) оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей". Просим разъяснить необходимость нанесения данной фразы на маркировку комплексных пищевых добавок, содержащих указанные выше красители.
Комплексные пищевые добавки являются объектом технического регулирования ТР ТС "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств". Согласно п. 1 ст. 9 указанного ТР маркировка пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств, а также пищевой продукции, содержащей пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства, должна включать сведения, предусмотренные ТР ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки". Учитывая, что в соответствии с абз. 18 ст. 4 ТР комплексная пищевая добавка является смесью пищевой(ых) добавки(ок) и (или) пищевого сырья и (или) ароматизатора(ов), предназначенной для выпуска в обращение, а пищевые добавки, в свою очередь, являются пищевой продукцией (абз. 26 ст. 4 ТР ТС "О безопасности пищевой продукции"), требования, установленные в ТР ТС "Пищевая продукция в части ее маркировки", обязательны для исполнения, в том числе в отношении комплексных пищевых добавок.
В соответствии с п. 3 ст. 5 ТР ТС "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции. Что понимается под товаросопроводительной документацией?
ТР ТС "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011) не устанавливает формата товаросопроводительной документации. В классификаторах управленческой документации государств-членов ТС, являющихся документами в области стандартизации, к товаросопроводительной документации относятся: товаросопроводительный документ, сертификат качества, отгрузочная спецификация, упаковочный лист, комплектовочная ведомость. В соответствии с установившейся практикой под товаросопроводительным документом понимается документ, направляемый грузоотправителем с отгруженным товаром, который удостоверяет перевозку и содержит наименования и реквизиты грузоотправителя и грузополучателя, а также сведения о наименовании и количестве груза по каждому направлению.
Установлены ли переходные периоды для введения в действие ТР ТС "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011), вступившего в силу 31 декабря 2012 г.?
С учетом существующей практики, в том числе европейской, Решением Комиссии ТС от 18 октября 2011 г. № 826 установлены переходные периоды. До 30 июня 2014 г. обеспечена возможность производства и выпуска в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами ТС или законодательством государства-члена ТС и ЕЭП, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до 31 декабря 2012 г. Обращение такой продукции допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена ТС и ЕЭП. С момента принятия данного ТР ТС (октябрь 2011 г) в отношении продукции изготовителям продукции, импортерам, органам по оценке (подтверждению) соответствия, государственным органам государств-членов ТС и ЕЭП была предоставлена возможность ознакомиться, подготовиться и планомерно перейти к применению единых требований указанного ТР С 31 декабря 2012 г. выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами ТС и ЕЭП или законодательством стран ТС и ЕЭП, не допускаются.
При ввозе автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута на единую таможенную территорию ТС, входящих в сферу применения ТР ТС 013/2011, нужно ли, подавая таможенную декларацию, предоставлять документ об оценке (подтверждении) соответствия указанной продукции требованиям указанного ТР? Если да, то в соответствии с какими документами?
В целях реализации Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. принят ТР ТС "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту". Также во исполнение ст. 13 указанного Соглашения Решением Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г. № 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию ТС продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС. В соответствии с этим Положением к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию ТС, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам необходимо предоставить документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена:
а) в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС, утвержденный Решением Комиссии ТС от 28 января 2011 г. № 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза" и в отношении которой законодательством государств-членов ТС установлены обязательные требования;
б) в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов, утвержденный Решением Комиссии ТС от 7 апреля 2011 г № 620 "О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г. № 319";
в) в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов ТС.
Исключения из указанной нормы определены пп. 4 и 5 указанного Положения. Решением Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г. № 298 утвержден Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается предоставлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента ТС "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011).
Относятся ли к подъемно-транспортному оборудованию эскалаторы, строительные подъемники, платформы подъемные для инвалидов, канатные дороги к перечню объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия в форме сертификации к п. 15 "Оборудование подъемно-транспортное, краны грузоподъемные" (прил. 3 к ТР ТС "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011))?
П. 4 ст. 1 ТР ТС "О безопасности машин и оборудования" установлено, что действие данного ТР не распространяется на машины и (или) оборудование, предназначенные для эксплуатации лицами с ограниченными физическими возможностями. В ТР не установлены требования безопасности к эскалаторам и канатным дорогам, указанные технические устройства отсутствуют в Перечне объектов технического регулирования, подлежащих подтверждению соответствия требованиям ТР, определенном прил. 3 кТР Вместе с тем сообщаем, что оборудование, применяемое на эскалаторах и канатных дорогах, подлежит подтверждению соответствия требованиям ТР ТС "О безопасности машин и оборудования", если для него выявлены и идентифицированы виды опасности, требования к устранению или уменьшению которых установлены согласно прил. 1 и 2 к ТР Действие ТР ТС "О безопасности машин и оборудования" распространяется на строительные подъемники, которые относятся к оборудованию подъемно-транспортному.
Подпадают ли под действие ТР ТС "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) ввозимые полимерные материалы в виде пленок, которые впоследствии используются для изготовления полимерной упаковки - одноразовых пластиковых упаковочных контейнеров?
ТР распространяется на все типы упаковки, в том числе укупорочные средства, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращение на таможенной территории ТС, независимо от страны происхождения. Решением Совета ЕЭК от 17 декабря 2012 г. № 116 внесены изменения в ТР. в том числе в части дополнения ТР прил. 5 "Перечень упаковки и укупорочных средств, на которые распространяется настоящий технический регламент". В соответствии с указанным приложением в сферу применения ТР включены только полимерные пленки, предназначенные для реализации в розничной торговле. Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 7 ТР ТС "О безопасности упаковки" идентификацию упаковки (укупорочных средств) при декларировании ее соответствия требованиям настоящего проводит изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо), импортер.
Статья СТК № 9, 2013г.