Техническое регулирование. Проблемы и решения.
Актуальные вопросы по применению ТР Таможенного союза
Распространяется ли область применения технического регламента Таможенного союза "Электромагнитная совместимость технических средств" (ТР ТС 020/2011) на низковольтное оборудование с рабочим напряжением переменного тока от 0 до 50В?
ТР ТС 020/2011 устанавливает единые обязательные для применения и исполнения требования по электромагнитной совместимости технических средств в целях обеспечения на таможенной территории ТС защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) технических средств.
Область распространения ТР ТС 020/2011 определена в ст. 1 указанного ТР ТС.
Согласно п. 1 ст. 1, ТР ТС 020/2011 распространяется на выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза технические средства, способные создавать электромагнитные помехи и (или) качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ТР ТС 020/2011 его действие не распространяется на следующие технические средства:
-используемые изготовителями других технических средств в качестве их составных частей и не предназначенные для самостоятельного применения;
-пассивные в отношении электромагнитной совместимости;
-не включенные в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ТС, утвержденный Решением
Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 526 (далее - Единый перечень) (в редакции Решения Совета ЕЭК от 23 ноября 2012 г. № 102).
Также, согласно п. 4 ст. 1, ТР ТС 020/2011 не регулирует отношения, связанные с использованием радиочастотного спектра, которое регулируется национальным законодательством государств-членов ТС и ЕЭП в области связи.
При этом следует учитывать, что низковольтное оборудование включено в Единый перечень, ТР ТС 020/2011 распространяется в том числе на низковольтное оборудование, создающее и (или) находящееся под воздействием видов электромагнитных помех, определенных в приложении № 2 к ТР ТС 020/2011.
Отсутствует четкое правило о сроке действия сертификата, выпущенного на серийное производство.
Сертификат, срок действия которого формально закончится через пять лет (стандартный срок действия сертификата), должен быть действителен для продукции, которая еще находится в розничной сети (и была произведена в период действия сертификата) до конца срока службы такой продукции. Так было в правилах сертификации в ГОСТ Р.
Что делать с продукцией, для которой закончился срок действия сертификата на серийное производство, но которая была выпущена в обращение в период действия данного сертификата и еще долгое время будет находиться в магазинах?
Согласно п. 1 ст. 7 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г., продукция, в отношении которой принят технический регламент (технические регламенты) ТС, выпускается в обращение на таможенной территории ТС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные техническим регламентом (техническими регламентами) ТС.
Таким образом, продукция выпускается в обращение на территории ТС в период действия документа об оценке соответствия.
Согласно единым формам сертификата соответствия и декларации о соответствии, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 г. № 293, в поле 12 сертификата соответствия и в поле 6 декларации о соответствии указываются соответственно условия и сроки хранения продукции и срок службы (годности).
Учитывая изложенное, продукция, выпущенная в обращение на территории ТС и Единого экономического пространства (ЕЭП) в период действия документа об оценке соответствия, может обращаться в течение срока службы (годности) такой продукции, указанного в документе об оценке соответствия.
В ТР ТС "О безопасности низковольтного оборудования" (ТР ТС 004/2011) по всему тексту ст. 7 используется формулировка "изготовитель (уполномоченное изготовителем лицо)". Необходимо уточнить круг лиц, которые могут быть заявителями для схемы сертификации 1с при иностранном изготовителе.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 7 ТР ТС 004/2011, утвержденного Решением Комиссии ТС от 16 августа 2011 г. № 768, подтверждение соответствия низковольтного оборудования осуществляется по схемам в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза (далее - Положение), утвержденным Решением Комиссии ТС от 7 апреля 2011 г. № 621.
Согласно п. 2 ст. 7 ТР ТС 004/2011, низковольтное оборудование, включенное в Перечень, приведенный в приложении к ТР ТС 004/2011, подлежит подтверждению соответствия в форме сертификации (схемы 1с, 3с, 4с).
Типовыми схемами сертификации, приведенными в приложении В к Положению, установлено, что заявителем на сертификацию может быть:
-по схеме 1с - изготовитель, в том числе иностранный, при наличии уполномоченного изготовителем лица на территории ТС (резидент ТС);
-по схемам 3с и 4с - продавец (поставщик), изготовитель, в том числе иностранный.
Кто должен разрабатывать обоснования безопасности машин и (или) оборудования в соответствии с ТР ТС "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011): проектирующая организация или организация-изготовитель машин и (или) оборудования? В комплекте с какими документами копия обоснования безопасности передается эксплуатирующей организации?
Обоснование безопасности - документ, содержащий анализ риска, сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности. Обоснование безопасности разрабатывается при разработке (проектировании) машины (оборудования), сопровождает машину (оборудование) на всех стадиях жизненного цикла и дополняется сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации.
Оригинал хранится у разработчика (проектировщика), а копия - у изготовителя машин (оборудования), а также организации, эксплуатирующей эту машину (оборудование).
Разработчик (проектировщик) - это лицо (как юридическое, так и физическое), осуществляющее процесс создания нового типа машины (оборудования), разработку технической документации на опытный образец и изготовление опытного образца. Таким образом, организация, осуществляющая разработку технической документации на опытный образец и изготовление опытного образца, разрабатывает и обоснование безопасности.
Нормативные требования, предъявляемые к продукции, подпадающей под действие ТР ТС, должны быть прозрачными и общедоступными для всех субъектов технического регулирования. Однако стандарты из перечней к ТР ТС отсутствуют в открытом доступе.
Представляется целесообразным, чтобы стандарты из данных перечней были размещены в открытом доступе и поддерживались в актуализированном состоянии точно так же, как и сами ТР ТС.
В соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов государств-членов ТС, обеспечивающих соблюдение требований ТР ТС и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, утвержденным Решением Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2013 г. № 306, уполномоченный орган по сертификации (ОС) государства-члена ТС и ЕЭП, национальные (государственные) стандарты которого включены в перечень стандартов, должен обеспечить уполномоченные ОС других государств-членов ТС и ЕЭП официальными экземплярами данных национальных (государственных) стандартов на русском языке в электронном виде.
Тексты межгосударственных стандартов размещены на сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации СНГ.
Следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" Росстандарт обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к документам в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых ТР или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых ТР и осуществления оценки соответствия, за исключением случаев, предусмотренных п. 9 ст. 44 указанного ФЗ. Согласно данному закону, если лицензионными договорами с иностранными правообладателями, а также международными соглашениями и иными нормами международного права предусматриваются возмездность и (или) недопустимость предоставления открытого доступа к документам в области стандартизации, национальный орган по стандартизации организует официальное опубликование в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещение в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме сведений о размере платы за предоставление соответствующих документов и правил их распространения.
Нормативные правовые акты Республики Беларусь и Республики Казахстан в области технического регулирования не содержат норм по обеспечению доступа на безвозмездной основе к документам в области стандартизации.
Согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-3 "О техническом нормировании и стандартизации", Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь (Госстандарт) в области технического нормирования и стандартизации осуществляет официальное издание государственных стандартов и публикует информацию о действующих ТР, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях.
П. 5 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. № 981 "Вопросы Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь" определено, что Госстандарт в соответствии с возложенными на него основными задачами:
-осуществляет официальное опубликование информации о прошедших государственную регистрацию технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации (далее - ТНПА);
-в соответствии с законодательством осуществляет официальное издание (переиздание) государственных стандартов и организует их распространение.
Согласно п. 1.2.1.2 Указа Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 318 "О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов", в свободном доступе подлежат опубликованию только тексты ТР, технических кодексов установившейся практики и государственных стандартов Республики Беларусь, на которые даны ссылки непосредственно в ТР.
Следует отметить, что ТНПА Республики Беларусь разрабатываются на базе международных и региональных стандартов, которые являются объектами авторского права. В соответствии с соглашениями и руководящими документами международных и региональных организаций по стандартизации размещение ТНПА, гармонизированных с международными и региональными стандартами, в свободном доступе не допускается. Нарушение соглашений и руководящих документов для Республики Беларусь грозит исключением ее из членов международных и региональных организаций по стандартизации.
В Техническом кодексе установившейся практики ТКП 1.4-2006 "Система технического нормирования и стандартизации Республики Беларусь. Правила опубликования технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и информации о них" установлено, что обеспечение официально опубликованными ТНПА осуществляется на договорной основе в виде отдельных печатных (электронных) изданий или в составе полнотекстовой информационной системы.
Согласно ст. 7 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 г. № 603 "О техническом регулировании", уполномоченный орган (государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в области технического регулирования) в сфере стандартизации организует издание и распространение официальных изданий государственных, международных, региональных стандартов, стандартов иностранных государств, правил и рекомендаций по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, публикует информацию о них.
Источник:www.ria-stk.ru № 10 (928) 2014 г.