Техническое регулирование. Проблемы и решения.
Техническое регулирование строительства на наднациональном уровне
Почему затянулся процесс разработки ТР ТС "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий"?
В чем суть проблем технического регулирования в области строительства?
Какие существуют пути выхода из создавшейся ситуации?
В конце апреля этого года по инициативе Республики Казахстан было принято решение о приостановке дальнейшей работы над техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" (далее - проект ТР ТС) и необходимости разработки и утверждения Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) его концепции. Это практически означает возврат на исходные позиции шестилетней давности.
Необходимо проанализировать причины сложившейся непростой ситуации, выработать систему взаимосвязанных мер и методических решений на национальных и наднациональном уровнях регулирования строительной деятельности, обеспечивающих безопасность строительства и эффективное решение первоочередных проблем в этой области.
Процесс разработки и внедрения проекта ТР ТС затянулся на неопределенный срок в первую очередь из-за объединения в одном ТР ТС положений двух ТР Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС): по безопасности зданий и сооружений и безопасности строительных материалов и изделий.
Впервые в мировой практике в одном регламенте были объединены продукты разных товарных рынков, регулируемых (в части зданий и сооружений) разными национальными законодательствами - градостроительным, пожарным, имущественным, экологическим, земельным и др. - и разными нормативно-техническими документами (НТД) - СНиП, ТКП РБ, СНиП РК.
Попытки сближения требований стран к зданиям и сооружениям закончились тем, что в проекты перечней документов по стандартизации, используемых в качестве доказательной базы соблюдения требований регламента (проекта первой редакции), каждая сторона включила свои действующие национальные НТД.
О каком техническом регулировании строительства зданий и сооружений на наднациональном уровне может идти речь, если в тексте последних вариантов проекта ТР ТС в девяти статьях по зданиям и сооружениям приведено12 отсылок к национальным законодательствам по таким ключевым вопросам, как ввод зданий и сооружений в эксплуатацию, признаки деления их на опасные и особо опасные в части экологической защиты и по объектам разработки проектной документации и документации по результатам строительства? Все регулирование - в части применения национальных стандартов, обеспечивающих выполнение требований ТР ТС, разработки, согласования и применения специальных технических условий (СТУ), проведения государственной и негосударственной экспертиз, авторского надзора проектировщиков и госстройнадзора за строительством и эксплуатацией зданий и сооружений - отдано на национальный уровень.
А что осталось в проекте ТР ТС по зданиям и сооружениям? Кроме базовых требований безопасности и энергоресурсосбережения, только общие организационные и учебно-методические подходы к обеспечению безопасности зданий и сооружений, не работающие без доказательной базы - НТД.
Еще одним камнем преткновения на пути разработки проекта ТР ТС стало принятие в качестве доказательной базы выполнения его требований к зданиям и сооружениям новых НТД в виде обязательных, межгосударственных строительных норм (МСН) и межгосударственных строительных правил (МСП) добровольного применения, поддерживающих требования МСН.
При этом сами МСН отсутствуют, как и методические документы, определяющие требования к их структуре, содержанию, порядку разработки, согласования и утверждения. Попытки разработки обязательных МСН не увенчались успехом. Такое искусственное деление по принципу обязательности НТД, а не их требований противоречит логике технического регулирования и стандартизации, делает НТД (МСН) равным по статусу международному нормативно-правовому акту (ТР ТС). К тому же сегодня ни одна из структур по стандартизации ни в СНГ; ни в ЕАЭС не наделена правом принятия МСН, а Договором о ЕАЭС, подписанным президентами стран-участниц в мае этого года, доказательной базой выполнения требований TR в том числе и строительных, определены только межгосударственные стандарты (ГОСТ).
Проектировщики Беларуси, Казахстана и России категорически настаивают на исключении проектно-строительной деятельности из проекта ТР ТС. Они обеспокоены несовместимостью предлагаемых МСН и действующих сегодня межгосударственных и национальных НТД.
Ну и последний аргумент - этического характера. Кто осмелится предложить руководству стран, входящих в Совет ЕЭК, принять регламент, в котором обеспечение безопасности зданий и сооружений построено на отсутствующих обязательных МСН? Может быть, сторонники принятия проекта ТР ТС сначала попробуют разработать хотя бы одну пару МСН и МСП на базе, например, технических кодексов установившейся практики Республики Беларусь (ТКП РБ) и СНиП Республики Казахстан на несущие и ограждающие конструкции или на нагрузки и воздействия?
Представляется необходимым инициировать принятие решения ЕЭК о законодательном регулировании строительной деятельности странами на национальном уровне, что соответствует текущей международной и европейской практике (Регламенту 305/2011/ЕС "Об установлении гармонизированных условий для распространения строительной продукции на рынке и отмене Директивы 89/106/ЕС".). Для этого надо вывести из проекта ТР ТС все требования к зданиям и сооружениям, оставив только базовые требования к их безопасности как отправные для формирования существенных характеристик качества строительных материалов и изделий, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
Это не означает отказа от сближения требований и норм национальных НТД стран в области строительства по однородным объектам стандартизации и аналогичным областям распространения, обеспечивающих в первую очередь механическую и пожарную безопасность, рациональное энергоресурсосбережение. Нужно наладить информационный обмен, координировать разработку одноименных НТД и в случаях высокой степени их согласованности принимать такие НТД в качестве межгосударственных стандартов. Это позволит создать в итоге единую нормативно-техническую базу строительства.
Начинать сближение национальных требований к зданиям и сооружениям необходимо с выработки единых нормативно-технических требований и документов с последующей гармонизацией законодательств и нормативно-правовых актов в странах
ЕАЭС. Для этого в ЕЭК целесообразно создать, например, комитет по строительной продукции, а также наднациональный орган по стандартизации в строительстве как ассоциацию национальных органов и ТК по стандартизации стран, что позволит повысить уровень научно-методического и организационно-экономического обеспечения проводимых работ, создать свою независимую научно-экспертную базу.
Новая концепция TR теперь уже ЕАЭС "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" (далее - ТР ЕАЭС) должна учитывать заявления официальных представителей стран о необходимости сближения систем технического регулирования (национальных и ЕС) и максимально соответствовать методическим принципам и требованиям Регламента 305/2011/ЕС. Такой подход поддерживается экспертами от профессионального сообщества всех стран ЕАЭС и должен быть главным условием при разработке ТР ЕАЭС. Поэтому в разрабатываемой концепции ТР ЕАЭС необходимо учесть следующие ключевые положения.
1.Область распространения и объекты регулирования по однородным группам строительных материалов и изделий (Приложение1) должны соответствовать принятым в Регламенте 305/2011 ЕС (Приложение IV, табл. 1). Любые отклонения в сторону увеличения или уменьшения должны быть обоснованы и аргументированы национальными особенностями, так как необоснованное превышение этой номенклатуры продукции и установление к ней обязательных требований грозит санкциями ВТО, а необоснованное уменьшение может отрицательно сказаться на безопасности зданий и сооружений.
2.Номенклатура однородных групп продукции - объектов регулирования ТР ЕАЭС - должна полностью покрываться межгосударственными или национальными стандартами стран до разработки межгосударственных документов.
Кстати, под этот регламент необязательно, да и нецелесообразно создавать отдельный перечень стандартов на методы испытаний и измерений, так как основным видом стандартов (ГОСТ и ГОСТ Р) на данную номенклатуру продукции являются технические (общие технические) условия, включающие в себя эти разделы, а для специальных видов испытаний на отдельные воздействующие факторы и нагрузки можно выделить отдельный раздел в общем перечне стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований ТР ЕАЭС.
3.Методология формирования принципов оценки соответствия должна основываться на европейской, предусматривающей установление пяти типовых систем подтверждения соответствия в форме декларирования для строительной продукции с последующим установлением конкретных форм для однородных групп, аналогично принятым в приложениях Z1 к европейским стандартам.
Попытка установления конкретных форм (модулей) подтверждения соответствия по укрупненным группам строительной продукции в ТР ЕАЭС, требования которого обязательны, чревата невозможностью дальнейшего творческого применения и развития этих систем применительно к конкретной продукции в стандартах на нее. Это может создать трудности и привести к необоснованным затратам производителя при выпуске на рынок материалов и изделий для строительства.
Кроме того, поскольку практически невозможно охватить типовыми модулями все объекты технического регулирования, могут сложиться условия для коррупционной деятельности при выводе их на рынок. Так как конкретные формы (модули) ТР ЕАЭС отличны от европейских и не признаны за границами сообщества, их применение затруднит поставки на внешний рынок продукции для строительства, приведет к дополнительным затратам на повторное подтверждение соответствия, замедлит процесс сближения систем технического регулирования ЕАЭС и ЕС.
В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация: страны отошли от существующих национальных систем оценки соответствия строительной продукции, путем компромисса при согласовании ТР ТС создали новые, еще практически не опробованные, и, заявляя о максимальном сближении с Регламентом 305/2011/ЕС, не принимают его модули и методологию оценки соответствия.
4.Для введения европейского подхода нужно принять главный принцип оценки соответствия в ЕС и декларировать изготовителями продукции для строительства конкретные области применения и существенные характеристики качества, обеспечивающие базовые требования безопасности и энергоресурсосбережения зданий и сооружений.
Декларация изготовителя в Евросоюзе не является альтернативой сертификации и, в зависимости от системы (модуля) декларирования, может включать в себя различные виды сертификации (постоянства характеристик качества продукции, системы производственного контроля качества), а также поддерживаться испытаниями в нотифицированных лабораториях и аудитом (инспекцией) органа по сертификации. Декларация изготовителя, в отличие от сертификатов, сопровождает каждую партию реализуемой на рынке продукции.
5.Следует заимствовать у европейских коллег подходы к оценке соответствия инновационных строительных материалов и конструкций как в части строгого ограничения признаков от
несения их к инновационным, так и в части исключения монополизации, разделения функций по подготовке технических свидетельств о пригодности ее для применения в строительстве
и подтверждения соответствия этой продукции требованиям ТР ЕАЭС между разными организациями. Установить одноразовую выдачу технических свидетельств о пригодности, с возможностью продления до принятия аналогичных межгосударственных стандартов.
6.Необходимо максимально точно сформулировать название ТР ЕАЭС. Оно должно однозначно отражать суть и содержание этого документа. Предлагаем, например, следующее: ТР ЕАЭК
"О требованиях к продукции для строительства зданий и сооружений".
В этом случае в сферу регулирования попадает не только продукция строительной индустрии, подведомственная строительным ведомствам (строительные материалы и изделия), но и огромная номенклатура широко используемой при строительстве продукции других отраслей (металлоконструкции, трубы, лакокрасочные и электротехнических изделия, композиционные материалы, средства инженерного и программного управления процессами эксплуатации и др.). Кроме того, помимо обеспечения безопасности могут устанавливаться требования по рациональному энергоресурсосбережению.
Основными причинами, которые привели к невозможности принятия проекта ТР ТС в представленном российской стороной виде являются:
- отсутствие научно-методического обоснования и организационно-технического обеспечения предлагаемых новых решений и документов, что является следствием недостаточного привлечения к работе представителей научных организаций и профессионального строительного сообщества, без учета мнения которых любое нормотворчество в строительной сфере обреченно на провал;
- игнорирование нормативно-правовых основ и опыта технического регулирования строительной деятельности аналогичных наднациональных образований, прежде всего ЕС и международных организаций.
В условиях отсутствия целевого финансирования научно-методических и организационно-экономических исследований и работ в области стандартизации и оценки соответствия представляется рациональным не создавать виртуальные НТД, а адаптировать методологию проведения работ и модули оценки соответствия Регламента 305/2011ЕС к требованиям национальной и межгосударственной нормативно-технической базы.
Вячеслав Петрович БЛИНОВ - заместитель председателя Межотраслевого совета по техническому регулированию в строительстве.www.ria-stk.ru № 10 (928) 2014 г.