Online консультант сайта ЦНТД Регламент

Техническое регулирование. Проблемы и решения.

Риски и потенциал ИСО 9001:2015

-Каково значение ИСО 9001:2015 для будущего поколения стандартов на системы менеджмента?

-Что изменилось в новой версии стандарта по сравнению с ИСО 9001:2008?

-Какие внешние и внутренние факторы, относящиеся к деятельности организации, могут повлиять на достижение ею поставленных целей?

-Найджел Крофт, председатель ИСО/ТК 176/ПК 2 "Системы качества", назвал проект ИСО

9001:2015 основой для следующего поколения стандартов в области менеджмента качества.

Какие есть основания для такой оценки? Согласны ли вы с ней?

-Я думаю, что сейчас ИСО пошла по верному пути, поскольку заложили общую основу для данного поколения стандартов ИСО и всех последующих.

Этой основой является Приложение SL к Директивам ИСО/МЭК.

При разработке стандартов ИСО исходит из одних и тех же предпосылок, для всех разрабатываемых стандартов создан один и тот же базис, поэтому они станут более удобными для потребителей и принесут им большую пользу.

При разработке новой версии стандарта преследовалась цель поддержать экономику конкретного предприятия, дать возможность предприятию понять более четко, куда ему двигаться и с кем взаимодействовать в своей экономической среде.

-Что принималось в расчет при разработке новой версии стандарта ИСО 9001:2015? Будет ли она содержать более понятные требования, которые легче выполнить?

-Что касается факторов, которые были приняты в расчет при разработке новой версии стандарта,

то в самом начале нашей работы ИСО провела опрос пользователей стандартов по всему миру о том, чего они хотят, чего ожидают и что для них будет полезно. Их ответы были учтены при разработке новой версии стандарта.

Требования были понятны и в прежних версиях, но сейчас мы фокусируемся на индивидуальности предприятия и даем ему больше свободы, чтобы положительно повлиять на развитие конкретного предприятия.

-Какие направления затрагивают основные изменения в стандарте?

-Первое, на мой взгляд, касается того, что мы рассматриваем контекст и среду организации, всей внешние и внутренние факторы, которые на нее влияют. Второе - это принцип учета рисков.

Благодаря методу оценки рисков, которые мы учитываем при определении контекста организации, я ожидаю, что система управления качеством станет более действенной.

-Меняются ли в проекте стандарта требования к управлению документацией, и если да, то каким образом?

-Главное изменение в том, что теперь управление документацией станет легче. Мы больше не применяем понятия "руководство по качеству", "управление записями" и "управление документацией", а просто говорим о необходимости документирования информации. Организация получает большую свободу, поскольку сама решает, что документировать. Таким образом, явственнее обозначается индивидуальный характер предприятия, и можно способствовать развитию каждой конкретной организации.

-Какие требования в области управления рисками включены в новый стандарт?

-Сейчас введен абсолютно новый метод, который основывается на рассмотрении рисков и касается всей системы мониторинга деятельности организации.

Очень важно отметить, что в новой версии стандарта нет требований о необходимости проведения менеджмента рисков, а есть требование системного управления рисками во всех областях деятельности предприятия.

-Включены ли в новый стандарт требования в области менеджмента знаний?

-Требований в области менеджмента знаний в новой версии нет. Но есть требования относительно

того, как именно организация должна сохранять свои знания, чтобы ими можно было воспользоваться в будущем. Все знания организации необходимо соотносить с ее контекстом и стратегическими целями, чтобы понимать, какие знания могут потребоваться организации в будущем.

-В проект стандарта введен разд. 4 "Контекст организации", в котором изложены требования к выявлению внешних и внутренних факторов, относящихся к деятельности организации, которые могут повлиять на достижение поставленных целей. Не могли бы вы привести примеры таких факторов?

-Преимущество новой версии в том, что сейчас все индивидуально - мы всегда говорим о конкретной организации, поэтому общей схемы выявления данных факторов нет.

Думаю, что к внешним факторам можно отнести, например, клиентов и поставщиков предприятия: какие они сегодня и чего хотят, а какие будут, допустим, через два года, когда будет разрабатываться новый продукт. Можно определить зависимость от клиентов и поставщиков, то, как они могут повлиять на достижение предприятием своих целей.

К внутренним факторам можно отнести оборудование, на котором сегодня производятся товары.

Здесь необходимо проанализировать, получится ли производить другие товары на этом оборудовании. Еще один пример внутренних факторов - сотрудники фирмы. Нужно задаться вопросом, будут ли они достаточно квалифицированными, чтобы работать в организации и в будущем. Это связано уже и с менеджментом знаний.

-В какие сроки и каким образом произойдет переход сертификации с ИСО 9001:2008 на новую версию стандарта?

-ИСО предусмотрела переходный период в три года. Что касается деталей - будет ли необходимо возобновлять сертификат по истечении срока действия обязательно по новой версии, - о них я сказать пока не могу.

-Будет ли проводиться анализ положительных и отрицательных моментов, трудностей внедрения?

-В органе по сертификации Quality Austria GmbH мы создали опытную документацию, которую предложили применить средним, малым и крупным предприятиям. Практически от всех получены положительные отзывы. Для тех компаний, которые строят систему менеджмента качества (СМК) с целью улучшить работу собственной организации, преимуществ будет еще больше, чем раньше.

Но, конечно, для тех организаций, которые внедряют СМК только для того, чтобы получить сертификат, это по-прежнему останется только тратой денег.

Задача обязательного вовлечения высшего руководства в процесс создания СМК на предприятии остается актуальной. Одной из целей новой версии стандарта является создание полезного инструмента для высшего руководства предприятия. Например, анализ контекста и среды организации - это не что иное, как часть бизнес-плана.

Надо отметить, что менеджеры по качеству со всем усердием занимаются созданием и развитием СМК, но чрезвычайно важно, чтобы высшее руководство и менеджеры по качеству работали вместе, как шестеренки одного механизма, причем работали сбалансировано, в едином режиме, постоянно взаимодействуя. Это является основной предпосылкой успешного внедрения СМК и успеха организации в целом.

-Мы заканчиваем беседу на этой оптимистической ноте! Большое спасибо.

С уполномоченным представителем Австрии в технических комитетах ИСО и международных группах, директором по развитию бизнеса Quality Austria GmbH, специалистом по вопросам интегрированных систем менеджмента и менеджмента рисков Э. БАУЕРОМ беседовала корреспондент журнала "Стандарты и качество" И. ЕФАНОВА.

Источник:ria-stk

<<< к другим материалам