Новостная лента
Совместное заседание комитетов РСПП по энергетической политике и техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия
26 июня 2007 года члены двух комитетов РСПП с участием представителей Минэкономразвития и Минпромэнерго России, экспертного сообщества нефтепроизводителей, энергетиков, моторостроителей и транспортников, обсудили комплекс мер по увеличению производства в России высококачественной продукции нефтепереработки. Выбор предмета дискуссии обусловлен тем, что 1 августа в Правительство РФ будет внесен проект технического регламента "О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам".
Открывая заседание, заместитель председателя комитета РСПП по энергетической политике Александр Василенко напомнил о том, насколько актуальна тема ускоренного развития нефтепереработки, в первую очередь, для экономики страны, для конечных потребителей топлива. Об этом в последнее время высказывался и Президент РФ В.В.Путин в ходе его встреч с представителями бизнес-сообщества.
Однако, подчеркнул Василенко, за прошедшие 5 лет, несмотря на все инвестиции нефтяных компаний, производство бензинов удалось увеличить лишь на 20 процентов, при этом в основном рост был достигнут за счет неиспользуемых мощностей НПЗ.
В этой связи совершенно очевидно, что дальнейшее наращивание производства качественного автомобильного топлива возможно только путем проведения кардинальной модернизации заводов. Цена вопроса - от 20 до 50 миллиардов долларов. В противном случае уже к 2010 году в России может возникнуть дефицит высококачественного бензина с такими печально известными последствиями, как очереди на бензоколонках, безудержный рост цен и распространение "бодяжных" сортов.
Фактически это означает, что подтянуть отечественную нефтепереработку до мирового уровня можно только при содействии государства, которое должно стимулировать частные инвестиции в наращивание и объемов производства, и производства преимущественно высококачественного горючего. Вот почему потребовалось согласовать позиции крупнейших российских компаний, оперирующих на топливном рынке, и сформировать конкретные предложения о мерах административного и экономического характера, способствующих модернизации отрасли.
Его коллега, заместитель председателя комитета по техрегулированию Андрей Лоцманов, признал, что действующий в настоящее время технический регламент, касающийся вредных выбросов автотранспорта, взятый отдельно, работать не может. Отсюда возникает необходимость утвердить в качестве стандарта целый "пакет" топливных регламентов европейского образца. Большой интерес к переходу на более чистое топливо проявляет и российская промышленность, заинтересованная в повышении конкурентоспособности своей продукции на международном рынке.
Разработчик техрегламента Владимир Булатников подтвердил: целью его работы было приблизиться к директивам Евросоюза, выделяющих не эксплуатационные, а экологические свойства топлива. Анализ рынка автопарка страны и динамика продаж демонстрируют рост числа иномарок, в том числе российской сборки. Учтено и то обстоятельство, что Россия преимущественно северная страна, со своими требованиями к зимнему топливу.
Он постарался развеять существующие опасения относительно излишне быстрых темпов ввода в обиход стандартов Евро-3, Евро-4 и Евро-5: по его мнению, не совсем готовы к этому только некоторые предприятия, некогда принадлежавшие ЮКОСу. Против "бодяжного" бензина он обещал использовать уже разработанные методики контроля, позволяющие оперативно и достоверно определять происхождение топлива, отпускаемого на АЗС, поскольку именно на станциях его преимущественно и смешивают из низкокачественных сортов и присадок. В качестве примера были приведены итоги проверок во Владимирской области, где доля "левого" топлива составила 40%, причем, как правило, на частных, а не корпоративных заправках.
Минпромэнерго РФ, по словам советника департамента ТЭК Андрея Егоркина, в настоящий момент, после учета ряда компромиссов, все же имеет три таблицы разногласий, не позволяющих безоговорочно принять техрегламент. Возражения поступили со стороны Минобороны, Ростехнадзора и, как ни странно, Минприроды. МЭРТ, Минтранс, Ростехрегулирование и Минфин дали положительные заключения. Пакет документов, направляемый в правительство, помимо регламента, содержит и предложения по изменению существующей акцизной политики в отношении различных марок горючего - пусть не окончательно, но все же в пользу высококачественных сортов.
Позиция, представленная руководителем департамента информсистем Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Андреем Голубевым, была достаточно категорична: обеспечивая четвертую часть внешнеторгового оборота России, автотранспортники вправе надеяться на шаги со стороны правительства, повышающие их конкурентоспособность на международных рынках. А им требуется высококачественное топливо, цена на которое растет в пределах 15 процентов (как в Европе), а не 50 (как у нас). В итоге вместо того, чтобы закупать новую технику, приходится вкладываться в устранение поломок, вызванных высокосернистым дизтопливом: по этой причине Россия недосчиталась порядка 10 тысяч новых грузовых автомобилей.
К этой точке зрения присоединился и исполнительный директор объединения автопроизводителей России, вице-президент Ассоциации автомобильных инженеров Игорь Коровкин. По его словам, моторостроители готовы перейти на производство двигателей под Евро-3, но… Старые двигатели могут ездить на любом топливе, новые - только на новом. Следовательно, автопрому это топливо необходимо и как можно скорее.
Зампредседателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Сергей Штогрин напомнил собравшимся, как возникла нынешняя дифференциация акцизов на разные марки топлива: богатые ездят на иномарках - иномаркам нужно хорошее топливо - на него повышаем акцизы. Социально-ориентированный подход себя плохо оправдал: "бодяжного" горючего на базе Аи-80 стало только больше. Также он сообщил, что против снижения таможенных пошлин на оборудование для производства высококачественного топлива выступают налоговики. Тем не менее, констатировал он, налицо странная ситуация, когда нефтяникам все равно выгоднее платить высокие налоги и сборы, нежели слать рекламации за скверное качество и судиться с отечественным производителем. Другой вопрос, насколько это выгодно государству.
В ходе последовавшей дискуссии Владимир Булатников постарался максимально исчерпывающе ответить на все вопросы. После чего Александр Василенко предложил от имени РСПП обратиться в Правительство с просьбой учесть при подготовке окончательной редакции технического регламента замечания и предложения, внесенные участниками заседания, и рассмотреть вопрос о его утверждении до конца года.
Одновременно к сентябрю 2007 г. Комитеты РСПП по энергетической политике и по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия с привлечением заинтересованных сторон проанализируют поступившие инициативы о принятии нормативно-правовых актов, предусматривающих меры по стимулированию производства высококачественной продукции нефтепереработки, и подготовят финансово-экономическое обоснование.
Источник: Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия