Новостная лента
Научно-практический семинар Ростехреглирования
На научно-практическом семинаре Ростехреглирования ведущими специалистами в области стандартизации и оценки соответствия, представителями органов власти и учеными были даны разъяснения по положениям Федерального закона от 01.05.2007г. № 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании"
Внимание участников было обращено на то, что из сферы применения Закона (статья 1) исключены "социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные требования в сфере охраны труда", а также определено, что Закон не регулирует отношения, связанные с "применением мер по предотвращению возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний человека, профилактике заболеваний человека, оказанию медицинской помощи (за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в том числе лекарственным средствам, медицинской технике, пищевой продукции); применением мер охраны почвы, атмосферного воздуха, водных объектов курортов, мест туризма и массового отдыха населения".
Это изменение сокращает сферу технического регулирования, охватываемую данным Законом. Это не означает, что данные требования окажутся вне контроля со стороны государства. В настоящее время они регулируются Трудовым Кодексом и законодательством в области охраны труда, законодательством в области экологии, законодательством в области здравоохранения и т.д. Необоснованное и искусственное расширение сферы технического регулирования на эти самостоятельные правовые области противоречит мировой практике и международным соглашениям, ратифицированным Российской Федерацией, а также приводит к увеличению административного давления на производителей.
Уточнена формулировка, связанная с объектами технического регулирования, к которым предъявляются обязательные требования (статья 1). Согласно Федеральному закону от 01.05.2007г. № 65-ФЗ, требования к процессам проектирования (включая изыскания) монтажа, наладки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, должны быть увязаны с требованиями, обеспечивающими безопасность продукции.
Внесенные изменения показывают, что не подлежат регулированию техническими регламентами вопросы общей организации тех или иных производств, связанные с обеспечением их безопасности.
Указанные изменения снимают противоречия между Законом и другими нормативными правовыми актами, действующими в сфере охраны труда. Кроме того, такой подход применяется в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле, согласно которому объектами регулирования являются только такие технологии и методы производства, которые воздействуют непосредственно на характеристики продукции, то есть отражаются на ее безопасности. Закон в данном случае учитывает широкую арбитражную практику ВТО по области установления обязательных требований в сфере технического регулирования.
Следует подчеркнуть, что внесенные изменения не препятствуют установлению в технических регламентах требований к процессам жизненного цикла продукции в случаях, если эти процессы влияют на безопасность. Например, такие требования могут устанавливаться применительно к средствам, обеспечивающим выполнение процессов, то есть к средствам производства, которые согласно определению, применяемому в Законе, рассматриваются как продукция.
В связи с этим сужение сферы правоотношений, регулируемых техническими регламентами, и сокращение объектов технического регулирования, к которым устанавливаются обязательные требования, на первом этапе реализации реформы в определенной степени обоснованно.
Соответствующие изменения внесены также в определения (статья 2 Закона), и в ряд других статей.
Из текста Закона исключена статья 8, содержавшая искусственное разделение технических регламентов на общие и специальные.
Это разделение является внутренне противоречивым, так как, например, к вопросам, по которым предлагалось принимать общие технические регламенты, отнесена безопасная эксплуатация машин и оборудования, что является весьма частным случаем объектов регулирования, в то же время вопросы химической безопасности не являются предметом общих технических регламентов. Практика разработки проектов технических регламентов показала, что искусственное выделение вопросов, по которым могут разрабатываться общие технические регламенты, не содействует формированию фонда технических регламентов, во многих случаях затрудняет и ограничивает их разработку.
Кроме того, искусственное разделение регламентов на общие и специальные могло привести к затруднениям в правоприменении (для применения правил общей и частной нормы нужно было бы все время проверять, является то или иное требование в специальном техническом регламенте частным по отношению к требованиям общих технических регламентов).
Снято ограничение перечня видов безопасности, применительно к которым разрабатываются технические регламенты (Ст. 7 п. 1).
Это изменение снимает неоправданное ограничение при разработке технических регламентов, не позволяющее учитывать появление новых видов опасностей, обусловленных техническим прогрессом. Кроме того, в предыдущей редакции не учтены некоторые существующие виды безопасности (например, сейсмическая, экологическая). При этом виды безопасности, применительно к которым разрабатываются технические регламенты, должны соответствовать целям, определенным пунктом 1 статьи 6 Закона.
Нормы, внесенные Федеральным законом от 01.05.2007г. № 65-ФЗ, уточняющие состав требований технических регламентов, учитывают развитие научно-технического прогресса, будут содействовать ускорению разработки технических регламентов и не потребуют кардинальной переработки уже подготовленных проектов.
Принята новая редакция пункта 1 статьи 9 Закона, согласно которой технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства, что должно быть отражено в программе разработки технических регламентов. (Ст. 7 пункт 12).
В действовавшей ранее редакции Федерального закона уже содержалась норма о том, что технический регламент может быть принят постановлением Правительства Российской Федерации. Однако это рассматривалось как особый, специальный случай принятия технического регламента "на время", до создания федерального закона. Между тем опыт разработки регламентов показал, что принятие регламентов Правительством Российской Федерации также обеспечивает учет интересов всех заинтересованных сторон и, следовательно, нет смысла рассматривать эту ситуацию как специальный случай.
Это изменение позволяет снять ограничение механизма принятия технических регламентов и повысит его эффективность, позволит провести реформу технического регулирования в определенный Федеральным законом срок.
Следует отметить, что эта новелла у некоторых специалистов вызывает возражения в связи с тем, что принятый постановлением Правительства Российской Федерации технический регламент не может быть основанием для внесения изменений норм затрагиваемых федеральных законов, так как подзаконным актом федеральный закон изменить нельзя. Можно предложить два способа решения возникающей коллизии.
Первый заключается в том, что при определении формы принятия конкретного технического регламента следует сразу учитывать возможность такой коллизии, и, чтобы ее избежать, принимать такие регламенты федеральным законом. Это условие показывает необходимость тщательной проработки действующей Программы разработки технических регламентов и предложений по ее актуализации. Кроме того, следует отметить, что если бы после вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании", действующее законодательство, касающееся сферы технического регулирования, было бы приведено в соответствие с этим законом, такой коллизии практически не было бы.
Второй способ решения проблемы состоит в том, что Правительство Российской Федерации, принимая технический регламент, затрагивающий положения некоторых федеральных законов, может инициировать внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении изменений в соответствующие федеральные законы. В этом случае Правительство выступает в качестве субъекта законодательной инициативы согласно статье 13 Федерального Конституционного закона уи 17.12.97г. № 2-ФКЗ. При этом сроки вступления в силу технического регламента и изменений в федеральные законы должны быть увязаны (синхронизированы).
Представляется важным, что применительно к техническим регламентам, принимаемым Правительством Российской Федерации, в Законе предусмотрены меры по обеспечению своевременной экспертизы проектов и доведения их содержания до заинтересованных лиц через информационную систему t общего пользования. В то же время возможность принятия технических регламентов в виде постановления Правительства Российской Федерации может ускорить процесс принятия регламентов.
Непосредственно в Законе приводится перечень первоочередных технических регламентов, которые должны быть приняты до 2010 года (о безопасности машин и оборудования; о безопасности низковольтного оборудования; о безопасности строительных материалов и изделий; о безопасности зданий и сооружений; о безопасности лекарственных средств; о безопасности лифтов; о безопасности электрических станций и сетей; о безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением; об электромагнитной совместимости; о безопасности колесных транспортных средств; о безопасности изделий медицинского назначения; о безопасности средств индивидуальной защиты; о безопасности химической продукции; о безопасности пищевых продуктов; о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе; о безопасности оборудования для взрывоопасных сред; о безопасности упаковки).
Такой перечень, состоящий из семнадцати регламентов, сформирован с учетом действующих аналогичных документов ЕС, разработанных в Российской Федерации проектов технических регламентов, и регламентов, намеченных к разработке в рамках СНГ и других сообществ на его территории. Введение такого перечня будет способствовать активизации разработки включенных в него технических регламентов.
Допускается возможность разработки и принятия технических регламентов по истечении переходного периода (Ст.46 п. 10).
Внесенные изменения позволят обеспечить соблюдение интересов национальной экономики, обеспечения соответствия уровню научно-технического развития, международным нормам и правилам.
Принята новая редакция статьи 5 Закона, устанавливающая особенности технического регулирования в определенных областях. Расширена сфера распространения этой статьи за счет объектов использования атомной энергии, продукции и объектов, для которых установлены требования по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, в области использования атомной энергии, а также средств защиты информации.
Приведены особенности технического регулирования в части разработки и принятия обязательных требований, особенности стандартизации и оценки соответствия продукции (работ, услуг) и объектов технического регулирования, указанных в данной статье.
В отличие от действовавшей редакции, обязательные требования для объектов, перечисленных в этой статье, формируются на основе технических регламентов и документов федеральных органов исполнительной власти. Уточнены также полномочия этих органов.
Согласно изменениям, технический регламент может быть принят международным договором, заключаемым в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Ст. 10 п.2).
В действовавшей редакции Федерального закона было предусмотрено принятие технических регламентов международным договором, подлежащим ратификации в установленном порядке. Новая формулировка снимает противоречия с Законом РФ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 г. М101-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 которого согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться не только путем ратификации договора, но и другими способами (подписание договора, присоединение к договору, обмена документами, утверждения договора, принятия договора, а также применение любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны).
Согласно Федеральному закону от 01.05.2007г. № 65-ФЗ, вместо исчерпывающего перечня продукции, в отношении которой устанавливаются требования, технический регламент должен содержать перечень и (или) описание объектов технического регулирования, требования к этим объектам, правила их идентификации в целях применения технических регламентов. (Ст. 7 п. З) .
Такая норма позволит максимально полно определить область действия технического регламента.Внесенные Федеральным законом от 01.05.2007г. № 65-ФЗ изменения не потребуют кардинального пересмотра подхода к разработке технических регламентов, в то же время обеспечат необходимую оценку соответствия объектов регулирования требованиям технических регламентов.
Согласно изменениям, международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей или по иным основаниям, либо если Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международных стандартов или отдельных их положений. (Ст. 7 п. 8)
Эта редакция более полно соответствует пункту 2.4 Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО, чем действующая редакция Федерального закона. При этом используемая конструкция "за исключением случаев, если такое использование признано невозможным вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей или по иным основаниям" также соответствует пункту 2.4 Соглашения по техническим барьерам в торговле, так как в этом пункте приводится не ограниченный перечень случаев неприменения международных стандартов, а только примеры причин отказа от их применения.
Уточнено, что Правительством Российской Федерации утверждается программа разработки технических регламентов, подлежащих разработке полностью или частично за счет государственного бюджета (Ст. 7, п. 12).
Дополнены и уточнены цели стандартизации (Ст. 11). В действовавшей ранее редакции эти цели не в полной мере соответствовали целям стандартизации, определенным международными документами.
Введено понятие "Своды правил". (Ст.2) Своды правил включены в состав документов в области стандартизации и определен порядок их разработки с учетом их публичного обсуждения. (Ст. 13, Ст. 16, пункт 10).
Своды правил широко применяются в международной практике. В Российской Федерации к таким документам относятся СанПиНы, СниПы, нормы и правила проектирования, нормы расчета на прочность, правила эксплуатации и другие подобные документы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся частью нормативной базы, определяющей технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. В действовавшей редакции Закона системой национальной стандартизации предусмотрено наличие только национальных стандартов и стандартов организаций.
Уточнено определение национальной системы стандартизации (Ст. 15 п.1), путем включения в него участников работ по стандартизации, документов по стандартизации (правил стандартизации, рекомендаций и норм в области стандартизации), сводов правил.
Введена норма о том, что положение о деятельности технического комитета по стандартизации утверждает национальный орган по стандартизации. (Ст.14 п.1)
Для реализации принципа "презумпции соответствия", заключающегося в том, что применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил, включенных в соответствующий перечень, обеспечивает выполнение требований технического регламента, внесены изменения в статью 16 Закона. Согласно изменениям, национальный орган по стандартизации, до вступления в силу технического регламента, утверждает такой перечень национальных стандартов и (или) сводов правил (Ст. 16 п.9).
При этом не нарушается принцип добровольности стандартов и сводов правил, что обеспечивается нормой второго абзаца пункта 9 статьи 16: "Неприменение национальных стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов".
Реализация принципа "презумпции соответствия" позволит, во-первых, "разгрузить" содержание технических регламентов за счет использования общих правовых норм, а не конкретных численных характеристик продукции; во-вторых, будет содействовать применению прогрессивных международных стандартов и интенсификации инновационных процессов в стране, так как при разработке новых видов продукции или их модификации не потребуется внесения изменений в технические регламенты. В-третьих, реализация этого принципа будет содействовать признанию результатов оценки соответствия в международной и внутренней торговле.
Для обеспечения возможности проведения оценки соответствия требованиям технических регламентов, в том числе органами государственного контроля (надзора), внесена новая редакция пункта 11 статьи 7 Закона. Согласно изменениям, до вступления в силу технических регламентов Правительство Российской Федерации утверждает перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов. (Ст. 7 п.П).
Источник: РИА "Стандарты и качество"