Новостная лента
Состоялась пресс-конференция, посвященная переходу России на технический регламент по вредным выбросам транспортных средств
"Переход России на технический регламент по качеству моторного топлива "Евро-4" и "Евро-5" потребует от нефтеперерабатывающей отрасли страны дополнительных затрат в сумме более $1 млрд.", - считает ответственный секретарь комитета Российского Союза Промышленников и Предпринимателей (РСПП) по техрегулированию и стандартизации Антон Зубихин.
"Это расходы от введения только одного техрегламента, они влекут за собой модернизацию производства, переоснащение и аккредитацию лабораторий, подготовку квалифицированного персонала. Существенно усложнят ситуацию "заградительные" таможенные пошлины на ввоз технологического оборудования в Россию, наши внутренние машиностроители не готовы работать на таком уровне", - заявил эксперт на пресс-конференции в Томском пресс-центре агентства "Интерфакс-Сибирь" в среду.
А.Зубихин также отметил, что практика введения в действие в РФ первого и пока единственного технического регламента по вредным выбросам транспортных средств показала, что сам регламент "является лишь вершиной айсберга", это необходимо учитывать при переходе на новые стандарты топлива.
"Требования по выбросам были установлены, а план мероприятий по реализации регламента не был утвержден. В результате не были разработаны соответствующие инструкции для таможни в части оформления паспортов транспортных средств, не было порядка аккредитации лабораторий, которые проверяли бы транспорт на соответствие новым нормам. Все мы отлично помним, какими проблемами все это отразилось на наших западных и восточных границах", - сказал А. Зубихин.
Вместе с тем он не назвал конкретных сроков принятия и введения в действие нового регламента, отметив, что законопроект находится в самой высокой степени готовности.
По словам представителя РСПП, до конца года будет завершена также работа еще над шестью техрегламентами, в том числе по продукции машиностроения, пищевой промышленности, безопасности низковольтного оборудования. Всего, по оценке А.Зубихина, до 2010 года предстоит принять 17 технических регламентов, которые в настоящее время находятся в работе.
Принимавший участие в пресс-конференции генеральный директор ОАО "Всероссийский научно исследовательский институт сертификации" (ВНИИС, Москва) Виля Версан напомнил, что федеральный "Закон о техническом регулировании" был принят в 2003 году, он регулирует взаимоотношения между производителями и потребителями на рынке в части установления требований к продукции по безопасности - технических регламентов. Однако, по мнению главы ВНИИС, содержащиеся в документе недостатки и противоречия так и не позволили за 4 года ввести его в действие в полном объеме.
"Закон содержал массу недостатков, главным из них является его несоответствие по ряду ключевых позиций требованиям ВТО. Он также не соответствовал рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН", - подчеркнул В. Версан.
В мае текущего года в закон о техрегулировании были внесены изменения, которые устранили главные препятствия для его введения в действие, считает В. Версан.
"Если все, что было наработано в СССР и России ранее - стандарты, СНИПы, технические условия - как бы отметалось в сторону, то сейчас действовавшие нормы выступают доказательной базой на сооответствие жестким требованиям технических регламентов. Именно этот механизм является международной моделью технического регулирования", - пояснил эксперт.
Участники пресс-конференции подчеркнули значимость совместных действий региональных властей и Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) по подготовке предприятий к введению в практику закона о техническом регулировании. В рамках этой работы, по словам В. Версана, готовится к подписанию соглашение между администрацией Томской области и агентством.
Координатором процесса перехода промышленности на новые регламенты от лица Ростехрегулирования в Томской области выступит ФГУ "Томский центр стандартизации и метрологии". В рамках соглашения планируется разработать согласованный план мероприятий и создать в области информационный центр, который будет оказывать методическую и информационную помощь при переходе на технические регламенты.
"Предприятия и региональные органы власти должны активно включиться в процесс разработки технических регламентов, чтобы иметь четкое видение перспектив развития своих территорий", - считает А. Зубихин.
В соответствии с законом "О техническом регулировании" все обязательные требования, предъявляемые к экономической деятельности, должны быть представлены в технических регламентах. Технические регламенты принимаются в статусе федеральных законов, а в особых случаях - указов президента Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации или временно (до вступления в силу технических регламентов в статусе федеральных законов) - постановлениями правительства Российской Федерации. Таким образом, речь идет о создании в России технического законодательства.
Источник: Комитет РСПП по техническому регулированию,стандартизации и оценке соответствия