Новостная лента
В Санкт-Петербурге обсудили актуальные проблемы реформы технического регулирования
С момента принятия Федерального закона "О техническом регулировании", давшего старт реформе отечественной системы технического регулирования, прошло почти 5 лет. Принятый в спешном порядке, без широкого обсуждения и без привлечения к разработке специалистов в области стандартизации и сертификации, закон до сих пор провоцирует споры по вопросам влияния реформы на повышение/понижение экспортного потенциала отечественной экономики.
Очередная дискуссия по данной проблематике состоялась в рамках прошедшего в Санкт-Петербурге семинара "Влияние реформы технического регулирования и стандартизации на повышение конкурентоспособности предприятий".
На мероприятие, состоявшееся в конференц-зале гостиницы "Англетер", организованное Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Российской сетью центров нормативно-технической документации "Техэксперт" при поддержке Европейской экономической комиссии ООН и Международной организации по стандартизации (ISO) собрались более 200 представителей предприятий различных отраслей отечественной экономики Северо-Западного федерального округа.
Участникам семинара предстояло обсудить изменения, внесенные в Закон "О техническом регулировании", рассмотреть международный опыт применения технических регламентов и стандартов в промышленности, концепцию развития национальной системы стандартизации, роль национальных и международных стандартов в системе технического регулирования, роль специалистов ведущих промышленных предприятий, представителей отраслевой науки в разработке технических регламентов и другие актуальные вопросы реформы техрегулирования.
Открыл мероприятие первый вице-президент СПП Санкт-Петербурга Виктор Николаевич ИВАНОВ. Он кратко проанализировал причины проблем, возникающих в процессе реформирования технического регулирования. Среди основных были выделены: недооценка масштаба работ по разработке новой системы сертификации, появление новых товаров и услуг, проблемы с государственным финансированием работ по стандартизации. "Сегодня уже очевидно, что государство не в состоянии решать все проблемы технического регулирования за свой счет. Необходимо более активно вовлекать бизнес-сообщество в процесс разработки международных и национальных стандартов", - отметил В.ИВАНОВ.
О роли промышленных предприятий в формировании современного технического законодательства, о положительных сдвигах в реформе техрегулирования, работе РСПП и Ростехрегулирования по внесению и реализации изменений в Законе "О техническом регулировании" рассказал заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия ЛОЦМАНОВ Андрей Николаевич. "Изменения, внесенные в закон в мае 2007 года, позволяют использовать международно признанную систему технического регулирования, обновить фонды нормативно-технической документации без разрушения общепринятой системы управления производственными процессами, возродить национальную систему стандартизацию при активном участии специалистов промышленных предприятий, провести реформу технического регулирования в отведенные сроки и в интересах национальной промышленности", - сказал А.ЛОЦМАНОВ.
Также он отметил, что сегодня стандартизация является важнейшим инструментом в конкурентной борьбе за рынки. "Так, в 2004 году в Германии на разработку национальных стандартов было выделено 720 млн. евро, 90% из которых - средства промышленных предприятий. Экономический эффект составил 16 млрд. евро. В России о таких инвестициях пока говорить не приходится, однако ситуация меняется к лучшему. В следующем году государственное финансирование разработки стандартов увеличивается в 10 раз и составит 10 млн. долларов. Однако очевидно, что и этих средств недостаточно, и что существенную часть расходов на разработку новых стандартов должны взять на себя промышленные предприятия".
С докладом о совершенствовании системы технического регулирования в целях повышения конкурентоспособности предприятий выступила заместитель генерального директора ФГУ "Тест - Санкт-Петербург" ИВАНОВА Галина Николаевна. Она проанализировала проблемы реформы отечественной системы технического регулирования и рассказала о принципиальных изменениях, внесенных в Закон "О техническом регулировании".
К наиболее значимым проблемам, по ее мнению, относятся: несоответствие положений старой версии закона соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле, использование устаревшей модели формирования обязательных технических требований, отсутствие преемственности в использовании нормативных технических документов, "замораживание" нормативно-технических документов, невозможность внесения изменений в них.
"Все эти и другие проблемы были сняты после принятия Закона "О внесении изменений в ФЗ "О техническом регулировании", - считает Г.ИВАНОВА. - В результате уточнения сферы действия закона стало понятно, что такое объект стандартизации, требования к нему. В новом законе четко прописаны исчерпывающие требования и виды безопасности, которые должны быть в правилах оценки соответствия и применяться как международные стандарты. Введена "презумпция соответствия". Основанием для выполнения технических регламентов теперь являются стандарты, своды правил, которые помогут представить законодательную базу, с помощью которой были реализованы технические регламенты. Внесены важные дополнения в положения закона о системах стандартизации, подтверждения соответствия, государственного контроля".
Более подробному анализу положений Закона "О техническом регулировании", касающихся системы аккредитации и рассказу о создании в России единого национального органа по аккредитации, было посвящено выступление ДЕЙНЕКО Александра Дмитриевича, председателя Совета по аккредитации при комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
Он отметил, что часто проблемы выхода отечественных компаний на зарубежные рынки связаны с отсутствием у них признанных международными организациями сертификатов. Дело в том, что в мировой практике преобладает подход, когда интересы государства в международных организациях представляет один национальный орган по аккредитации. В России же отсутствует единая система и единые правила по аккредитации. Органы по сертификации работают при 19 федеральных органах исполнительной власти. Кроме того, существует еще около 400 отраслевых систем сертификации. Как результат - отсутствие международного признания сертификатов, выданных в России, приводящее к снижению возможностей по выводу отечественной продукции на международные рынки. Основная причина такого положения, по мнению А.ДЕЙНЕКО, - "отсутствие в Законе "О Техническом регулировании" юридического понятия "национального органа по аккредитации". А поскольку его нет, то различные функции возлагают на себя различные органы исполнительной власти".
Президент информационно-правового консорциума "Кодекс" Сергей ТИХОМИРОВ раскрыл информационный аспект реализации реформы техрегулирования. "В условиях изменения технического законодательства, реструктуризации системы технического регулирования одним из ключевых ресурсов повышения конкурентоспособности продукции является информация в целом и нормативно-техническая информация, в частности. Ежедневный доступ технических специалистов и руководителей предприятий ко всему массиву нормативно-технической информации, предоставляемой Российской сетью ЦНТД "Техэксперт", позволяет оперативно принимать решения, необходимые для повышения безопасности и качества продукции. Это, в свою очередь, повышает конкурентоспособность отечественных продуктов и услуг на мировом рынке", - отметил С.ТИХОМИРОВ.
Актуальные проблемы реформы технического регулирования в различных отраслях экономики осветили в своих выступлениях исполнительный директор Союза строителей железных дорог Дмитрий ФИЛИППОВ, первый заместитель директора ВНИИ Стандартизации и сертификации в машиностроении Геннадий ГРОЗОВСКИЙ, главный советник президента Ассоциации строителей России Александр ГЕРАСИМОВ и исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь КОРОВКИН.