Online консультант сайта ЦНТД Регламент
RSS-канал. Новостная лента сайта ЦНТД Регламент

Новостная лента

23.07.2014

ОПЖТ и РОСНАНО провели конференцию по вопросам внедрения инновационной продукции в транспортном машиностроении

22 июля в Москве состоялась конференция представителей малого и среднего бизнеса с производителями железнодорожной техники, посвящённая вопросам внедрения инновационных технологий.

Конференция была организована НП "Объединение производителей железнодорожной техники" совместно с Фондом инфраструктурных и образовательных программ (РОСНАНО).

Модераторами мероприятия выступили ответственный секретарь Комитета по инновациям и технологическому развитию НП "ОПЖТ", руководитель направления маркетинга ОАО "СТМ" Алексей Дубинин и координатор РОСНАНО по вопросам взаимодействия с ОАО "РЖД" Александр Наумов.

В конференции приняли участие представители предприятий-производителей железнодорожной техники и малых инновационных предприятий. Среди них, в частности, ООО "НЦК", ООО "LiveNet", ООО "Термоинтех", ЗАО "ТрансЭнерго", ЗАО "Плакарт", ООО "Автостанкопром", ООО "Экспертный центр", ООО "СПГ-Композит", Нанотехнологический центр "Сигма.Новосибирск", ООО "ТИОН", ЗАО "РМ-Нанотех", ЗАО "Микробор Нанотех", Наноцентр "Дубна", ООО "НТЦ Информационные технологии", ООО "ЛАДА-ЛИСТ" и другие.

В ходе мероприятия участники рассмотрели вопросы применения инновационных высокотехнологичных газотермических и антикоррозионных покрытий, композитных материалов, накопителей энергии. Кроме того, рассмотрели инновации при создании беспилотно-летательных аппаратов, инновации в микроклиматической технике, антифрикционных материалах, приборостроении и видеонаблюдении, технологии утилизации отработанного масла, системах очистки и обеззараживания воздуха. Были предложены решения в области проблемы износа "колодка-колесо-рельс", контроля технического состояния оборудования, узлов и деталей на основе методов акустической эмиссии и магнитной памяти металлов.

По словам ответственного секретаря Комитета по инновациям и технологическому развитию НП "ОПЖТ" Алексея Дубинина, в России уже реализуются масштабные проекты по локализации производства современного железнодорожного подвижного состава, прежде всего, электропоездов "Ласточка" производства ООО "Уральские локомотивы". Сегодня основная причина необходимости осуществления закупок импортных комплектующих - отсутствие на внутреннем рынке России и других государств - членов Таможенного союза производства продукции требуемого качества по конкурентным ценам, длительный период организации производства у потенциальных поставщиков продукции, ее сертификации.

В ходе конференции участников заинтересовала технология интегрированной передачи энергии и данных посредством одного оптоволоконного кабеля. По словам генерального директора ООО "LiveNet" Виктора Никитина, область применения технологии широка: видеонаблюдение и безопасность, Wi-Fi-зоны, уличное светодиодное освещение. "Энергия передается по металлическому тросу подвески на расстояния до 5 км от одной точки, при этом передаваемая мощность - до 5 кВт. Данные передаются по оптическим волокнам. Генераторы и преобразователи могут как устанавливаться отдельно, так и быть вмонтированы в стандартное оборудование. При этом резонансные системы электроснабжения и передачи данных не имеют прямых аналогов в мировой практике", - рассказал он.

У технологии есть ряд преимуществ. Можно строить протяженные магистрали и периметры с совмещенным на одном кабеле оборудованием (видеокамера, инфракрасные датчики, точка Wi-Fi и т.п.). Конкурентоспособность технологии обеспечивается простотой подключения одновременно точек доступа Wi-Fi, видеокамер и светодиодных уличных фонарей, а также уменьшением капитальных затрат на строительство и монтаж за счет заводской сборки "под ключ" с учетом точных расстояний (монтаж - 5 часов на 1 км линии). Кроме того, при одновременном увеличении количества подключаемого оборудования стоимость проекта уменьшится в 1,5-2 раза.

В опытную эксплуатацию система передачи электрической энергии и данных была введена в августе 2012 года на территории г. Дубны. Пока ее протяженность составляет 1,5 км. С момента запуска система эксплуатируется в непрерывном режиме. Она формирует непрерывную зону беспроводного доступа в Интернет и видеонаблюдения.

По мнению генерального директора ООО "LiveNet" Виктора Никитина, применение интегрированной технологии передачи энергии и данных позволит оперативно развивать инфраструктуру железных дорог вдоль железнодорожных линий с минимальными издержками, а также позволит внедрять современные автоматизированные системы обеспечения транспортной безопасности и снижения рисков чрезвычайных ситуаций.

В ходе конференции генеральный директор ЗАО "Плакарт" Виталий Гераськин рассказал о технологии наплавки и газотермического напыления для повышения ресурса деталей железнодорожной техники. По его словам, области применения разработанных компанией технологий включают антикоррозийную защиту, в том числе функциональные покрытия для машин и механизмов (тележки вагонов); объектов путевого хозяйства (опоры и элементы контактной сети, мосты), а также защиту от износа, восстановление деталей машин и механизмов (колесных пар, электрооборудования, двигателя, системы охлаждения и т.д.).

"Между пластинами контактных лапок зажимов всегда имеется технологический зазор, в которых присутствует электролит. В связи с разностью электрохимических потенциалов в зоне контакта возникают процессы электрохимической коррозии, в результате чего повышаются потери энергии, происходит преждевременное разрушение элементов зажима. Газотермическое напыление меди обеспечивает значительное повышение надежности работы контактов: исключение электрохимической коррозии в течение всего срока службы детали; снижение сопротивления в месте контакта; увеличение износостойкости (микротвердость покрытия - до 250 HV); отсутствие сварных соединений в конструкции контактных лапок", - отметил Виталий Гераськин.

К примеру, путем газотермического нанесения покрытия можно восстановить антифрикционный слой в подшипниках скольжения, восстановить геометрию внутренней поверхности буксового узла. Кроме того, путем наплавки или напыления покрытия можно повысить износостойкость подпятника. Одной из особенностей газотермических покрытий является их способность к восстановлению после механических повреждений: царапины "затягиваются".

По словам координатора РОСНАНО по взаимодействию с ОАО "РЖД" Александра Наумова, на конференции было представлено много интересных проектов. "Сегодня на конференции предприятия продемонстрировали изящные технические решения, которые еще предстоит встроить в систему производства. Готовых на 100% решений, подходящих для всех, не бывает. Считаю, что для достижения успеха создателям новой продукции и технологий и производителям железнодорожной техники важно идти навстречу друг другу: одни еще не встречались с экзотическими для отрасли материалами и компонентами, а другие не всегда понимают особенностей конструкции железнодорожной техники, режимов ее эксплуатации и нагрузки на компоненты. Работа нестандартная, творческая, но и результаты получаются впечатляющими. Ведь применение новых технологий в отрасли позволит заложить в железнодорожную технику улучшенные технические характеристики, повысить ее надежность, увеличить ресурс. К примеру, уже есть положительный опыт по применению композитных материалов, когда удалось "состыковать" потребителей с производителями отдельных комплектующих. Для того чтобы спроектировать материал, компонент под конкретного заказчика, работа должна вестись между инженерными командами и технологами производителей железнодорожной техники и производителей компонентов. Цель подобных конференций - это как раз налаживание диалога между производителями и потребителями, поиск новых решений и формирование совместных проектов, которые повысят конкурентоспособность отечественной техники", - подчеркнул он.

Подводя итоги конференции, представитель Комитета по инновациям и технологическому развитию НП "ОПЖТ" Алексей Дубинин отметил, что проведение подобных конференций имеет особый смысл, учитывая выбранный курс Российской Федерации на импортозамещение зарубежной продукции. Возможно, стоит более внимательно посмотреть на новые перспективные наработки российских компаний малого бизнеса, которые позволят повысить качество и надежность продукции. "Полагаю, что большинство представленных на конференции докладов могут быть интересны как производителям железнодорожной техники, так и производителям объектов инфраструктуры железнодорожного пути. При этом необходимо отметить, что прежде, чем те или иные решения начнут применяться на практике, они должны доказать свою надёжность и безопасность", - подчеркнул он.

По мнению организаторов конференции, развитие новых технологий и появление инновационных предприятий позволит производителям железнодорожного подвижного обеспечить высокий уровень локализации производства на территории России, снизить себестоимость конечной продукции и повысить рентабельность реализуемых проектов.

Практика проведения совместных конференций НП "ОПЖТ" и ОАО "РОСНАНО" будет продолжена.

Некоммерческое партнерство "Объединение производителей железнодорожной техники"
Пресс-служба

<<< к другим новостям