Новостная лента
О роли технического регулирования в формировании Стратегии развития России на период до 2020 года
9 октября на Национальном конгрессе "Приоритеты развития экономики: новая экономическая политика - Стратегия развития России до 2020 года" заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Саламатов В.Ю. выступил с докладом на тему: "О роли технического регулирования в формировании Стратегии развития России на период до 2020 года".
Тезисы доклада заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Владимира Саламатова на III Национальном Конгрессе "Приоритеты развития экономики: новая экономическая политика - Стратегия развития России до 2020 года", 8 октября 2008.
Вопросы качества промышленной продукции и ее безопасности для жизни и здоровья граждан являются важнейшими при планировании социально-экономического развития России как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Техническое регулирование это обязательные требования не только к самой продукции, но и к процессам ее проектирования, производства, эксплуатации и утилизации. Оно призвано обеспечить безопасность человека, окружающей среды, включая животных и растения. Кроме того, к техническому регулированию относят добровольно применяемые требования, направленные в первую очередь на повышение качества выпускаемой продукции.
В подготовленном Минэкономразвития проекте "Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года" техническое регулирование рассматривается как важнейший инструмент стимулирования инновационного развития, способствующий повышению конкурентоспособности российской промышленности. Главные задачи технического регулирования на настоящем этапе определены в проекте "Концепции". Это:
- замена устаревших стандартов ставших барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий;
- последовательное и предсказуемое на долгосрочную перспективу ужесточение требований к эффективности использования природных ресурсов, обеспечению безопасности продукции для окружающей среды, для здоровья людей, снижения энерго- и материалоемкости, определение соответствующей системы поощрений и санкций;
- гармонизация российских стандартов с международными, в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта продукции.
Следует отметить, что такие действия стимулируют промышленность к обеспечению высоких потребительских свойств выпускаемой продукции. При этом в рамках технических регламентов поощряются те предприятия, которые сделали практические шаги в области стабильности и уровня качества выпускаемой продукции. Так, например, в рамках законопроекта о техническом регламенте в области безопасности низковольтного оборудования, поддержанного на заседании Правительства Российской Федерации 1 октября этого года, предусматривается, что только те предприятия смогут получить сертификат соответствия на свою продукцию сроком действия 5 лет, которые владеют современной международной системой управления качеством. Более того, требования технических регламентов способствуют защите российского рынка от ввозимой продукции низкого качества.
Технический регламент по бензинам и дизельному топливу в совокупности с регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации" рассматриваются Правительством России как наиболее важные с точки зрения защиты человека, в первую очередь проживающего в крупных городах. Эти регламенты направлены на понуждение производителей автомобильной техники и нефтеперерабатывающую отрасль промышленности к переходу на новые технологии, к модернизации производства. Одновременно предусматривается обязанность продавцов автомобилей и автомобильных топлив информировать покупателей об экологическом классе продукции, в частности, на каждой бензозаправочной станции, на пистолете и в товарном чеке должна содержаться информация об экологическом классе.
Другой актуальной сферой действий сегодня является безопасность пищевых продуктов. Уже приняты, либо представлены проекты следующих технических регламентов:
- "Технический регламент на масложировую продукцию";
- "Технический регламент на молоко и молочную продукцию";
- "Технический регламент на кондитерскую продукцию";
- "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей" и ряд других.
Очень важно, что в разработке технических регламентов активное участие принимают ассоциации и объединения промышленных предприятий, в первую очередь, Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленная палата. Важную роль в заполнении временно создавшегося нормативного "вакуума" играют различные отраслевые объединения в регионах России. К примеру, "Союз стройиндустрии в Свердловской области по техническому регулированию и стандартизации" в настоящее время проводит работу по разработке современных требований к безопасности при проектировании в строительстве, смежных отраслях производственной сферы.
При разработке технических регламентов организуется взаимодействие технических комитетов, которые в первую очередь занимаются разработкой программ стандартизации. Так в середине сентября в г. Челябинске был подписан "Протокол о взаимодействии между техническими комитетами по стандартизации ТК 23 "Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа" и ТК 357 "Стальные и чугунные трубы и баллоны". Кроме того, была утверждена программа совместных работ над стандартами на трубы на период 2009 - 2010 гг.
При этом важна разработка системы национальных стандартов, сопоставимых с западными аналогами. Анализ опыта технического регулирования и стандартизации в США показывает необходимость законодательного усиления системы стандартизации в России, как с точки зрения национальной стандартизации, так и участия страны в международных и региональных организациях. Национальные стандарты широко используются при разработке проектов технических регламентов и являются основой для проведения оценки соответствия различных технологических процессов и продукции установленным требованиям.
Необходимо не только оценить соответствие продукции требованиям технического регламента при ее допуске на российский рынок, но и осуществить контроль за продукцией, обращаемой на рынке. Для этого созданы службы государственного надзора. Но численность таких служб невелика. Существенное увеличение их численности также вряд ли возможно. Поэтому важную роль в рамках социально-экономического развития страны должны сыграть общественные организации, объединения производителей и потребителей, как уже работающие: "Опора России", РСПП, Российский союз потребительских испытаний, фонд защиты прав потребителей, так и создаваемые Саморегулируемые и общественные организации. Более того, мы считаем совершенно оправданным работу Саморегулируемых и общественных организаций по созданию арбитражных и инновационных лабораторий, проведению контроля качества выполняемых лабораториями сертификационных работ. Это позволит вытеснить с рынка недобросовестные органы по сертификации и лаборатории, которые сегодня подчас выдают сертификаты соответствия, взимая плату ниже себестоимости необходимых испытаний.Высока вероятность того, что испытания вообще не проводятся, потребитель вводится в заблуждение, а на рынок выходит продукция, не обеспечивающая необходимый уровень безопасности.
Правительственная комиссия по техническому регулированию, Минпромторговли России рассчитывают на активизацию объединений производителей и потребителей, Саморегулируемые организации в рамках технического регулирования. Рассматривается вопрос о передаче в их руки целого ряда важнейших функций, в частности аккредитацию или другими словами подтверждение компетентности органов по сертификации, испытательных лабораторий и центров, контроль применения технических регламентов.При этом уже очевидно, что техническое регулирование становится мощным инструментом побуждения производителя к инновациям, повышению качества и конкурентоспособности продукции. Все это является важнейшим фактором обеспечения реализации планов социально-экономического развития нашей страны до 2020 года.
Источник: РИА "Стандарты и качество"