Новостная лента
Руководитель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Дмитрий Пумпянский подвел итоги 2006 года в части реформирования техрегулирования
В последнее время стало совершенно очевидным, что реформа технического регулирования, которая является одной из наиболее значимых в текущем десятилетии, реализуется чрезвычайно трудно. Намеченные сроки принятия технических регламентов не выдерживаются, множится количество проблем. О причинах сложившейся ситуации, дальнейших перспективах реформы - руководитель Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Дмитрий Пумпянский.
"В уходящем году к участникам реформы пришло понимание необходимости корректировки подходов к формированию национальной системы технического регулирования. Законодательная и исполнительная власть вырабатывала новые пути реализации реформы, искала возможности ее ускорения.
Для того чтобы мнение бизнеса по вопросам реформы технического регулирования было услышано органами государственной власти, Российский союз промышленников и предпринимателей инициировал заседания Правительства РФ и Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ. В течение года мы несколько раз докладывали позицию РСПП на совещаниях под председательством помощника Президента РФ Игоря Шувалова.
По инициативе РСПП проведено заседание у первого заместителя Председателя Государственной Думы ФС РФ, Председателя Комиссии по техническому регулированию ГД ФС РФ Юрия Волкова. Было принято решение провести парламентские слушания по вопросам технического регулирования. Надеюсь, что они состоятся в середине декабря этого года.
В марте на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ представители бизнес-сообщества имели возможность высказать свое мнение по основным проблемам реформы технического регулирования, внести конкретные предложения, направленные на ее ускорение. При этом отмечалось, что сегодня главным тормозом в реализации реформы являются существенные недостатки Закона "О техническом регулировании".
В этот документ необходимо внести серьезные поправки. Нужно, в частности, максимально гармонизировать Закон с европейским законодательством. На наш взгляд, регламенты должны определять только безопасность продукции и не должны дублировать правила безопасности процессов производства и охраны труда. Регламенты нужно создавать по видам опасности, а не по отраслевому принципу. Статью Закона, предусматривающую деление на общие и специальные регламенты, необходимо отменить. При создании регламентов должен определяться перечень национальных стандартов и сводов правил, которые будут являться его доказательной базой. При этом "распаковка" стандартов недопустима… Необходимо актуализировать действующий фонд национальных стандартов и технических документов, т.к. по этим документам работает промышленность.
Эти, и целый ряд других конкретных предложений были включены в законопроект, подготовленный РСПП. При этом мы старались обобщить все данные, принимали во внимание мнения наших отраслевых объединений. Этот законопроект был направлен в Администрацию Президента РФ.
…Именно бизнес-сообщество больше всех заинтересовано в том, чтобы реформа, наконец, сдвинулась с "мертвой точки". Именно поэтому сейчас мы предприняли попытку взять на себя определенные консолидирующие функции. Дело в том, что на данный момент существуют несколько законопроектов по внесению поправок в Закон "О техническом регулировании". Один из них, автор которого депутат ГД Владимир Мединский, уже прошел первое чтение в Государственной Думе. Свои варианты разработали Правительственная комиссия по техническому регулированию и Ростехрегулирование. Мы сейчас попытались, объединив эти три законопроекта с тем, который разработал РСПП, подготовить единый, сводный документ. Работа эта уже близка к завершению. Надеюсь, что эта, единая редакция законопроекта будет все-таки принята.
Беда в том, что реформа изначально базировалась на принципах, коренным образом отличающихся от принципов технического регулирования, принятых в странах ЕС. Мы зачем-то принялись "изобретать велосипед". Например, в европейских директивах приводятся только общие требования к безопасности продукции. Все конкретные характеристики приводятся в стандартах, гармонизированных с данной директивой.
У нас предлагается метод "распаковки" стандартов. Это значит, что значительная часть конкретных характеристик должна быть перенесена из стандартов в регламенты. При реализации этого метода придется переписывать регламенты и переутверждать их в качестве федеральных законов всякий раз, когда будет появляться продукция с новыми характеристиками.
Вообще, один из основных принципов так называемого "нового подхода", которым руководствуются сегодня в решении вопросов технического регулирования в европейских странах, определяет технический регламент как "регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов".
Сегодня наш закон не предусматривает применение ссылок на национальные стандарты, хотя и говорит о возможности применения стандартов в качестве доказательной базы соответствия продукции установленным требованиям. Кстати, страны СНГ, с которыми мы сегодня создаем единое экономическое пространство, предусмотрели в своих законодательных актах применение ссылок на стандарты. Сегодня, например, в Германии насчитывается более 5600 ссылок из законодательных актов на стандарты, в Австралии - более 2400.
Постоянная поддержка национальных стандартов - это обычная практика в зарубежных странах. Справедливо считается, что стандартизация, совмещаемая с законодательством, способствует более эффективному техническому регулированию на государственном уровне.
Правительство РФ утвердило концепцию развития национальной системы стандартизации, реализация которой позволит обеспечить ее развитие с учетом изменения законодательных основ, функциональных и структурных преобразований в государстве, предусматривает расширение участие промышленности и общества в работах по стандартизации. О необходимости актуализации действующего фонда стандартов говорил Президент России на заседании Совета Безопасности этим летом.
Россия участвует в целом ряде международных систем по сертификации продукции, что позволяет убирать технические барьеры в торговле, снижать затраты на испытание продукции и ускорять ее продвижение на рынок. Основным условием участия в этих системах является определение уровня гармонизации национальных и международных стандартов. Также необходимо выполнение установленных в этих системах правил и процедур сертификации.
Таким образом, при разработке технических регламентов необходимо учитывать международные обязательства Российской Федерации, направленные на повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
С течением времени становится все более понятным, за решение какой сложной, многогранной задачи мы взялись. В этом плане достаточно показательны трудности, с которыми столкнулась сегодня строительная отрасль. По ныне действующему закону запрещено вносить изменения в ранее принятые ГОСТы и СНИПы. Поэтому использование многих новых технологий и материалов, без которых просто невозможно современное строительство, является, по большому счету незаконным. Ситуация складывается абсурдная.
Вроде бы, принятие соответствующего строительного технического регламента должно нормализовать ситуацию. Но дело в том, что этот регламент будет определять правила безопасности лишь на стадии эксплуатации уже построенных зданий.
Президент РСПП Александр Шохин направил первому вице-премьеру Правительства РФ Дмитрию Медведеву письмо, в котором предложил разработать технический регламент, который предусматривает контроль на всем жизненном цикле объекта - от инженерных изысканий, проектирования и возведения до утилизации. Необходимость подобного шага очевидна: только за последние два года в России обрушилось почти четыре десятка объектов капитального строительства. Одна из причин этого - отсутствие должного контроля за безопасностью при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов.
…Мы в Комитете РСПП считаем, что при реформировании российской системы технического регулирования необходимо как можно шире использовать зарубежный опыт. Это важно для того, чтобы исключить потери времени при проведении реформы. Именно то, что на начальном этапе реформы мы почему-то решили пойти "своим путем" и привело к тому, что сегодня мы оказались в цейтноте. Ошибки нужно по возможности исправлять. К тому же использование зарубежного опыта необходимо для преодоления барьеров в рамках глобализации экономики, при вступлении России в ВТО.
Только в 2006 году нами проведены три международных мероприятия. Состоялся деловой визит делегации РСПП в Немецкий институт стандартизации и Союз производителей электронной и электротехнической продукции Германии. Делегация российских промышленников приняла участие в Международной конференции Европейской Экономической Комиссии ООН "Общая нормативная лексика технического регулирования для международной торговли". РСПП и Ростехрегулирование участвовали в организации и проведении Международной конференции "Национальные стандарты и технические регламенты: Экономическая эффективность для предприятий". В результате проведенных мероприятий российские промышленники получили возможность изучить передовой международный опыт технического регулирования.
Нет сомнения в том, что этот опыт пригодится. Думаю, что в ближайшее время реформа технического регулирования, так трудно начавшаяся, постепенно наберет нужные темпы. В частности, оптимизм внушает и тот факт, что сегодня налажено конструктивное взаимодействие с Минпромэнерго России - ответственным за ре-форму, Минэкономразвития России, Минрегионразвития России, Ростехрегулированием, Ростехнадзором, Росстроем, Роспромом и другими ведомствами".
Источник: Промышленник России, декабрь 2006 г.
По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия