Новостная лента
Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды направил рекомендации
Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды направил рекомендации Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, ТПП РФ, РСПП и Ассоциации экологического страхования по решению вопросов эффективного осуществления страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды и развития необходимой нормативно-правовой базы.
Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды подвел итоги конференции "Проблемы формирования нормативно-правовой базы внедрения добровольного экологического страхования в субъектах Российской Федерации", которая состоялась в середине октября в Совете Федерации.
Члены Комитета отметили, что в условиях ухудшающейся экологической обстановки необходимо разработать механизм совершенствования правового регулирования обеспечения экологической безопасности страны, привлечения негосударственных ресурсов в сферу природопользования и охраны окружающей среды. В сфере охраны окружающей среды наряду с административными экономическими методами регулирования, необходимо также применять методы экологического страхования, предусмотренные ФЗ "Об охране окружающей среды". С другой стороны в условиях дальнейшего повышения требований природоохранного законодательства предприятиям, представляющим опасность для окружающей среды, необходимо предоставить надежную страховую защиту на случай предъявления исков на возмещение причиненного экологического вреда.
Подготовка пилотных проектов добровольного экологического страхования в субъектах Российской Федерации ведется Ассоциацией экологического страхования (АЭКОС). Эта инициатива поддержана МПР России, МЧС России, Минфином России, Минэкономразвития России, Ростехнадзором, Росприроднадзором и другими ведомствами, представители которых участвовали в разработке проектной документации.
Региональные проекты добровольного экологического страхования направлены на отработку механизма экологического страхования, его нормативно-правового и методического обеспечения и предусматривают уточнение единых подходов к проведению экологического страхования, к оценке ущерба, нанесенного окружающей природной среде. Также они предусматривают накопление статистических данных, позволяющих достаточно достоверно оценить вероятность наступления страхового случая и определить величину страхового тарифа, отработку методов информирования и стимулирования страхователей к заключению договоров добровольного экологического страхования.
В целях успешного внедрения страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды необходимо развитие его нормативно-правового обеспечения. Кроме того, следует четко определить функции и полномочия государственных органов в расследовании аварий и инцидентов, ставших причиной загрязнения окружающей среды, порядок взаимодействия всех государственных органов при экологической аварии, порядок взаимоотношений с виновными сторонами. Необходимо выработать общие подходы к оценке ущерба, составлению, согласованию и осуществлению плана восстановительных работ, определению порядка получения государственными органами, осуществляющими восстановительные работы, страхового возмещения.
Другим важным аспектом является независимая оценка экологических рисков, без которой затруднено эффективное осуществление экологического страхования.
Внедрение экономических механизмов, стимулирующих хозяйствующие субъекты к применению энергосберегающих и экологически чистых технологий предусмотрено указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". Комитет обратил внимание на то, что система страховых тарифов в экологическом страховании должна стать стимулирующим фактором в целях внедрения на предприятиях наилучших существующих технологий и проведения предупредительных природоохранных мероприятий.
Одним из важнейших вопросов является также вопрос нормативно-методического обеспечения оценки вреда окружающей природной среде. Методики должны обеспечивать комплексную всестороннюю и адекватную реальную оценку ущерба. При этом в первую очередь, должна учитываться стоимость восстановительных работ, основанная на рыночных подходах к оценке стоимости ликвидационных и восстановительных мероприятий.
Кроме того, необходима гармонизация нормативно-правовой базы экологического страхования с международной практикой.
По итогам конференции Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды подготовил ряд рекомендаций для Правительства Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ), Российскому союзу промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциации экологического страхования и страховым организациям.
В числе основных можно выделить рекомендации по разработке и утверждению в установленном порядке методических документов по оценке экологического ущерба на основе всестороннего комплексного подхода к оценке компонентов природной среды и фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.
Необходимо также разработать и утвердить концепцию по развитию страхования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, предусмотрев, в том числе, вопросы по введению налоговых, кредитных и других льгот для страховых компаний, инвестирующих часть своей прибыли в природоохранные мероприятия на территориях субъектов Российской Федерации.
Комитет рекомендовал ускорить доработку проекта федерального закона "Об обязательном экологическом страховании" (Об обязательном страховании ответственности за вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности), с учетом замечаний и предложений, содержащихся в официальном отзыве Правительства Российской Федерации. Особое внимание следует уделить развитию нормативно-методического обеспечения по расчету страховых сумм, страховых тарифов, оценке рисков и нанесенного ущерба окружающей природной среде.
Кроме того, следует разработать предложения в сфере технического регулирования, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности отраслей экономики, в первую очередь топливно-энергетического комплекса, строительства, жилищно-коммунальное хозяйства, транспорта. Также необходимо подготовить предложения, направленные на усиление ответственности хозяйствующих субъектов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в целях стимулирования перехода на энергосберегающие и экологически чистые технологии.
ТПП РФ и РСПП Комитет рекомендовал содействовать внедрению добровольного страхования в сфере охраны окружающей среды и природопользования в субъектах Российской Федерации, поддержав инициативу Ассоциации экологического страхования о проведении региональных пилотных проектов добровольного экологического страхования. Также необходимо информировать потенциальных страхователей о преимуществах экологического страхования как эффективного инструмента управления экологическими рисками.
Источник: Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия