Новостная лента
Заместитель председателя Государственной думы Ю.Волков о поправках в закон "О техническом регулировании"
От принятого три года назад закона "О техническом регулировании" ждали революции в стандартизации и сертификации. Но дождались совсем другой революции. Правительство собирается изменить правила игры и взять на себя, отобрав у законодателей, разработку новых ГОСТов. Насколько сложившаяся ситуация чревата бунтом в Госдуме и какую позицию займет в этой ситуации руководство нижней палаты - вице-спикер Госдумы, председатель комиссии по техническому регулированию Юрий Волков.
"Вопреки слухам и ожиданиям правительство так и не внесло в Думу поправки в закон "О техническом регулировании". Вместо этого на Охотном Ряду появились поправки отдельных депутатов, которые повторяют заготовки белодомовских чиновников.
…С марта 2006 года в Госдуме обсуждаются поправки в базовый закон, внесенные группой депутатов, входящих в состав комиссии по техрегулированию. Они не затрагивают концепцию закона и носят уточняющий характер. Есть и новые поправки, большинство из которых не имеет непосредственного отношения к работе комиссии. Если говорить об этой депутатской инициативе, то в ней налицо стремление ни много ни мало к "перманентной революции".
Важно вспомнить, что закон о техрегулировании был принят с подачи правительства, а не Государственной думы. Идеологию и природу продекларированной реформы, предполагающей расставание со "старой" экономикой, по идее, никто не должен был торпедировать. Но получилось с точностью до наоборот. За истекшие три года закон так и не заработал. Постановлением правительства принят всего один регламент - о введении стандартов Евро-2 и Евро-3 для авто. 44 регламента детально разработаны, прошли все стадии публичного обсуждения, направлены Минпромэнерго и в аппарат Белого дома для внесения в Госдуму в качестве законопроектов. Они касаются важнейших отраслей - пищепрома, машиностроения, строительства, химии, производства электрооборудования. А потом... 41 документ вернулся на согласование. И этому бумагообороту конца не видно. Даже после того, как в ноябре Госдума приняла парламентский запрос на имя председателя правительства, в котором была выражена тревога за судьбу реформы.
На сегодняшний день … Комиссия ГД по техрегулированию работает в прежнем режиме. В профильных комитетах палаты находятся 10 проектов регламентов в высокой степени готовности к первому чтению. Они касаются таких жизненно важных сфер производства, как пищевая промышленность, водоснабжение, электротехника. То есть речь идет о продуктах и процессах производства, имеющих непосредственное отношение к проблемам безопасности и здоровья наших граждан. На подходе - еще десятки проектов регламентов. Мы имеем моральное право говорить о том, что комиссии все же удалось вывести из нормотворческой спячки профильные структуры ведомств, профессиональные ассоциации и союзы.
…Нам ничего не предлагают для запуска реформы, и даже то, что сделано силами бизнес-ассоциаций совместно с депутатами и сенаторами, стопорится, игнорируется. Вот суть проблемы.
…Стремление изменить идеологию базового закона наводит на невеселые размышления. Во-первых, закон не запрещает правительству принимать техрегламенты самостоятельно. Но, как показали истекшие три года, ничего подобного не происходит! И это не чье-то упущение, а скорее нежелание проводить реформу. Она явно не нравится бюрократии.
Конечно, мы обязаны и будем рассматривать любые законодательные инициативы. Вопрос в том, какова конечная цель подобных нововведений. Если под лозунгом "ускорения" ведомственные сертификаторы начнут механически перенимать старую нормативную базу плановой экономики в новые регламенты, а парламент будет исключен из процесса - это будет означать катастрофу для планов модернизации отечественных производств.
Действительно, нужно кардинально изменить порядок подготовки и согласования проектов техрегламентов в исполнительных структурах. Правительственная комиссия по техрегулированию за три года так и не стала политическим штабом реформы в отличие от реформы административной, реформы жилищного и избирательного законодательства. Глава комиссии - Виктор Христенко - остается в роли "ответственного секретаря", а не "паровоза" реформы".
Источник: Газета
По материалам Национального института технического регулирования