Новостная лента
ГОСТ Р42044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" должен применяться в полном объеме
Попытавшись в судебном порядке отменить ГОСТ по наружной рекламе, которому не соответствует большинство рекламных щитов в России, компания News Outdoor Russia (NOR) лишь усугубила ситуацию.
Стало известно, что арбитражный суд Москвы отказался удовлетворить иск аффилированного с NOR ООО "АПР-Сити/ТВД" к Минпромэнерго об отмене ГОСТа. Суд постановил, что ГОСТ, который сейчас не применяется в полном объеме, обязателен к исполнению. В решении суда говорится, что Минпромэнерго не должно отменять ГОСТ Р42044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений". Более того, нормы ГОСТа, принятые до вступления в силу в 2003 году закона "О техрегулировании", носят обязательный характер. В решении сказано, что ГОСТ действует до тех пор, пока не будет принят техрегламент для наружной рекламы (он должен быть разработан согласно новому закону "О рекламе", вступившему в силу в июле). Кроме того, суд постановил, что в течение переходного периода обязательный характер носят нормы первой, более жесткой редакции ГОСТа. Новая же редакция, смягченная в 2005 году, может применяться лишь на добровольной основе.
ГОСТ Р42044-2003 вступил в силу в июле 2003 года. Он ввел крайне жесткие требования к размещению наружной рекламы вдоль автодорог. Эксперты тогда посчитали, что, выполняя все требования ГОСТа, пришлось бы снести около 90 % всех рекламных конструкций. Рекламное сообщество пролоббировало приостановку действия ГОСТа. В результате в сентябре 2005 года начала действовать новая, смягченная редакция документа. Эксперты указали, что выполнение ее требований приведет к сносу примерно 70-80 % рекламоносителей. Вскоре глава ГИБДД Виктор Кирьянов разослал письмо, предписав применять нормы ГОСТа исключительно к вновь установленным рекламным конструкциям либо к тем носителям, у которых истек договор аренды рекламного места.
Обязательное применение положения старого ГОСТа может обернуться катастрофой для отдельных городов, опасается генуправляющий компании Big Board Руслан Желудик. Опасения разделяют и в комитете рекламы. "Не исключено, что ГОСТ будут учитывать инстанции, согласующие разрешения на установку рекламоносителей, в первую очередь ГИБДД", - отмечает председатель комитета рекламы Владимир Макаров. Так, в Москве эта проблема сейчас актуальна: у большинства операторов истекли долгосрочные договоры аренды мест и началась кампания по перезаключению контрактов. Фирмам придется заново пересогласовывать свои места, и ГИБДД теперь, ссылаясь на решение московского арбитража, вправе будет отказать в выдаче бизнесменам согласования на те рекламные места, которые противоречат нормам ГОСТа. "В отдельных регионах ГОСТ способен убить всю наружную рекламу, которая там только начинает развиваться",- признает председатель Московской рекламной гильдии Ирина Матысяк.
Эксперты отмечают, что в данной ситуации единственный выход - обжаловать решение московского арбитража. "Когда процесс выйдет на уровень арбитражного суда московского округа, не исключено, что судьи обратят внимание на разную законотворческую практику в разных городах России,- говорит Владимир Макаров.- Так, в Ярославле местный суд признал ГОСТ необязательным к применению". Кроме того, эксперты отмечают, что отдельные положения ГОСТа вступают в прямое противоречие с законом "О рекламе". В NOR вчера не уточнили, продолжат ли судебное разбирательство.
В любом случае операторам рынка наружной рекламы предстоит длительная борьба с ГОСТом. Профильный технический регламент, который должен прийти ему на смену, еще находится в стадии разработки - сегодня рынку предложены две конкурирующие версии этого документа. "Оперативно принять техрегламент вряд ли удастся: как показывает опыт техрегламентов в других отраслях, это очень длительный процесс",- предупреждает руководитель технического комитета №467 при Росстандарте Сергей Папаев.
Источник: Коммерсантъ
По материалам Национального института технического регулирования