Online консультант сайта ЦНТД Регламент
RSS-канал. Новостная лента сайта ЦНТД Регламент

Новостная лента

18.06.2021

Обзор изменений в Федеральный закон об аккредитации

11 июня 2021 г. состоялось утверждение и официальное опубликование Федерального закона N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Основные изменения затрагивают Федеральный закон N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" от 28 декабря 2013 г. Принятый закон направлен на совершенствование порядка аккредитации и оценки соответствия. Так, наиболее значимыми нововведениями являются:

Выделим подробнее изменения в Закон N 412-ФЗ.

Актуализация терминологии

В ст.4, где приведены основные используемые понятия, добавились термины: "схема аккредитации", "свидетельская оценка", а также изложены в новой редакции два термина: "выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее также - выездная оценка)" и "выездная экспертиза соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее также - выездная экспертиза)".

Пересмотр полномочий федерального органа исполнительной власти

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, приведенным в ст.7, добавились права на:

- формирование экспертной группы, в том числе случаев обязательного включения в состав экспертной группы эксперта по аккредитации и (или) технических экспертов, для которых подведомственное национальному органу по аккредитации федеральное государственное учреждение является основным местом работы или с которыми оно осуществляет взаимодействие в соответствии с ч.8 ст.14 ФЗ;

- утверждение форм и перечней сведений, содержащихся в экспертном заключении, акте выездной экспертизы, акте экспертизы, а также порядок их заполнения.

Уточнение прав и обязанностей аккредитованных лиц

В ст.13 вносятся уточнения по правам и обязанностям аккредитованных лиц. Это касается обязанности предоставлять по запросам национального органа по аккредитации документы и сведения в электронной форме, включая электронные документы и (или) электронные образы документов, которые свидетельствуют о компетентности аккредитованных лиц и об их соответствии критериям аккредитации, в течение пятнадцати рабочих дней с даты получения запроса. Ранее не было установлено крайнего срока выполнения запроса.

После вступления в силу федерального закона при прекращении своей деятельности в качестве аккредитованного лица необходимо не только уведомлять об этом национальный орган по аккредитации, но и указывать принятые решения в отношении действия документов об оценке соответствия, которые были выданы или зарегистрированы в период действия аккредитации и срок действия которых не истек. Срок для уведомления при этом увеличился с 15 до 20 рабочих дней для представления заявления о прекращении деятельности в области аккредитации.

Совершенствование порядка осуществления аккредитации

В новой редакции полностью изложена ст.17 Закона N 412-ФЗ, где закреплен порядок осуществления аккредитации.

Для аккредитации заявитель представляет в Росаккредитацию заявление об аккредитации и прилагаемые к нему электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица (официального представителя) или индивидуального предпринимателя.

В новой редакции установлен срок подачи заявления об аккредитации, о расширении области аккредитации в Росаккредитацию, для которых было прекращено осуществление процедур аккредитации, расширения области аккредитации. Обратиться в ведомство аккредитованные лица смогут не ранее чем по истечении 6 месяцев со дня представления заявления о прекращении процедуры по осуществлению отбора эксперта по аккредитации, который является руководителем экспертной группы.

В новую редакцию включаются положения о возможности проведения удаленной оценки и порядок проведения свидетельской оценки.

Самостоятельное сокращение области аккредитации

Благодаря изменениям, внесенным в ч.8 ст.23 Закона N 412-ФЗ, у аккредитованных лиц появится возможность самостоятельно сокращать область аккредитации через ФГИС Росаккредитации путем внесения соответствующих изменений в реестр аккредитованных лиц. Подача заявления больше не потребуется.

Важно, что в период прохождения аккредитованным лицом процедуры подтверждения компетентности сокращение области аккредитации такого аккредитованного лица не допускается.

В новых редакциях также изложены статьи, касающиеся подтверждения компетентности аккредитованных лиц (ст.24) и госнадзора за их деятельностью (ст.27).

Изменения в другие законодательные акты

Изменения в Федеральный закон N 184-ФЗ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. носят условный характер и заключаются в переименовании слов "Таможенного союза" на слова "Евразийского экономического союза".

Для Федерального закона N 460-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" и Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 22 декабря 2020 г. пересмотрены два абзаца пп."б" п.18 ст.1, где добавились положения по ежегодному уточнению перечней документов по стандартизации, устанавливающих требования к продукции и методы испытаний, а также кодов продукции в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

Сроки вступления в силу Закона N 176-ФЗ

Федеральный закон N 176-ФЗ начнет действовать с 1 марта 2022 г. При этом для ряда положений установлены более ранние сроки вступления в силу. Например, сразу со дня утверждения и официального опубликования вступила в силу ч.8 ст.22 закона N 412-ФЗ, где указано, что приостановление, возобновление, прекращение действия документов об оценке соответствия, выданных аккредитованными лицами, действие аккредитации которых прекращено, и признание таких документов недействительными осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Ряд положений вступают в силу с 1 июля 2021 г. Например, речь идет о п.1 ст.1, где в новой редакции изложен п.2 ч.1 ст.1 - сфера регулирования закона деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых контрольными (надзорными) органами к осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий в целях государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Источник: novotest.ru

<<< к другим новостям