Новостная лента
ПНСТ 511-2020 "Вагоны грузовые. Расчетные неровности железнодорожного пути для оценки показателей динамических качеств грузовых вагонов расчетными методами" вступил в силу в июне 2021 г.
Предварительный национальный стандарт, разработанный ООО "Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий" (ООО "ВНИЦТТ") в рамках Программы национальной стандартизации в части работы ТК 045 "Железнодорожный транспорт", устанавливает методы математического (компьютерного) моделирования показателей динамических качеств грузовых вагонов с осевой нагрузкой до 245 кН (25 тс) включительно, предназначенных для обращения на железнодорожных путях шириной колеи 1520 мм, и устанавливает требования к расчетным неровностям железнодорожного пути, используемым при определении показателей динамических качеств грузового вагона расчетными методами по ГОСТ 33211-2014 (раздел 5).
Обоснованием для разработки предварительного национального стандарта послужили возмущения со стороны пути как одного из ключевых факторов, влияющих на показатели динамических качеств и безопасность движения поездов. Использование при моделировании движения грузового вагона неровностей, учитывающих параметры реальных участков пути, существенно для получения корректных значений показателей динамических качеств.
В ГОСТ 33211-2014 "Вагоны грузовые. Требования к прочности и динамическим качествам" регламентированы параметры участка пути и требования к характеристикам неровностей рельсов (допускаемым отступлениям) для определения показателей динамических качеств грузовых вагонов. Руководящий документ РД 32.68-96 "Расчётные неровности железнодорожного пути для использования при исследованиях в проектировании пассажирских и грузовых вагонов" устанавливает способы описания возмущений от неровностей железнодорожного пути. Однако способ получения конкретных массивов данных, которые можно было бы использовать в качестве расчетных возмущений от пути для оценки показателей динамических качеств вагона, отсутствует.
В отечественных и зарубежных источниках встречаются три способа представления возмущений со стороны пути:
- использование детерминированных неровностей;
- формирование возмущений по спектральным плотностям;
- использование записей вагона-путеизмерителя.
К недостаткам первого способа относят невозможность учета всех встречающихся в реальности сочетаний длин и амплитуд неровностей. Второй способ не дает представления о фазах неровностей. Использование третьего подхода позволяет учесть оба этих параметра, и именно этот способ предложен в стандарте.
В ПНСТ 511-2011, помимо нового способа представления возмущения со стороны пути, установлены четыре новых термина и их определения: натурные неровности рельсовых нитей, расчетные неровности (железнодорожного пути), положение рельсовой нити в профиле и положение рельсовой нити в плане.
В документе приведены требования к расчетным неровностям железнодорожного пути, а в приложении - числовые ряды дискретных значений вертикальных и горизонтальных расчетных неровностей для диапазона скоростей от 90 до 140 км/ч.
Стандарт разрабатывался с ноября 2019 г. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило не менее тридцати замечаний и предложений, в том числе от ОАО "РЖД" (его структурных подразделений и филиалов), АО "Трансмашхолдинг", АО "НИИАС", АО "ВНИКТИ" и АО "ВНИИЖТ".
В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 декабря 2020 г. N 125-пнст предварительный национальный стандарт ПНСТ 511-2020 введен в действие с 1 июня 2021 г. со сроком действия до 1 июня 2024 г.
При этом секретариат ТК 045 проводит мониторинг применения данного предварительного национального стандарта и до 1 марта 2024 г. собирает замечания и предложения к нему от организаций, осуществляющих свою деятельность с применением данного документа. Свои отзывы о ПНСТ 511-2020 вы можете направить на tk45@rsfgt.ru, а также в НП "ОПЖТ" на opzt@opzt.ru.
Доступ к официальному тексту документа можно получить в рамках электронного фонда правовых и нормативно-технических документов системы "Техэксперт" компании "Кодекс".
Источник: opzt.ru