Online консультант сайта ЦНТД Регламент
RSS-канал. Новостная лента сайта ЦНТД Регламент

Новостная лента

22.09.2009

В Казани прошла конференция "Нефтегазстандарт - 2009"

Развитие отечественной системы технического регулирования и стандартизации, международное сотрудничество в данной сфере, повышение энергоэффективности нефтегазового комплекса, поддержка российских производителей нефтегазового оборудования - все важнейшие темы развития отрасли нашли свое отражение в повестке конференции "Практическое применение технических регламентов в нефтегазовом комплексе" ("Нефтегазстандарт - 2009"). Мероприятие проходило в Казани с 9 по 11 сентября 2009 года.

Соорганизаторами конференции стали: Российский союз промышленников и предпринимателей, Минпромторг РФ, Ростехрегулирование, Правительство Республики Татарстан, Рабочая группа Общественной палаты РФ по техническому регулированию и Межотраслевой совет по техническому регулированию и стандартизации в нефтегазовом комплексе России. Поддержку мероприятию оказали ЕЭК ООН, Всероссийская организация качества, Информационная сеть "Техэксперт", Трубная металлургическая компания, НК "Лукойл", НК "Роснефть", Институт развития промышленности и другие. В дискуссиях приняли участие более 250 представителей российских и международных организаций по стандартизации, предприятий России и стран СНГ, научных сотрудников, специалистов профильных и смежных отраслей, руководителей федеральных и региональных органов власти.

Ключевой темой дискуссий стали проблемы и перспективы реформы технического регулирования, которая, как известно, должна закончиться в декабре 2009 года. С обзорным докладом по данной проблематике выступил зам. руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Сергей Пугачев. Он напомнил, что базовыми целями техрегулирования являются стимулирование развития экономики и защита рынка: "Технические регламенты, стандарты, своды правил, подсистемы подтверждения соответствия, аккредитации и государственного надзора должны защищать рынок от опасной продукции, сокращать административное и экономическое давление на производителей и расширять их возможности".

Так все задумывалось в 2003 году, когда был дан старт реформе технического регулирования. Что мы имеем сегодня, в преддверии окончания переходного периода, когда новый порядок должен уже вовсю работать? Опубликовано 281 уведомление о публичном обсуждении проектов технических регламентов и 210 уведомлений о завершении обсуждения. В Госдуму внесены 22 проекта, из них: 5 - приняты в 2008 году. Правительством утверждено 6 регламентов. До конца года должно быть принято еще как минимум 14 регламентов.

Тем временем, почти все принятые регламенты либо требуют внесения изменений сразу после их утверждения, либо не имеют конкретного плана внедрения. Связано это с тем, что в 2003 году, когда был принят Закон "О техническом регулировании", России было предложено в очередной раз пойти своим путем, не взирая на опыт международного сообщества. Начиная с 2007 года, в России реализуется новый европейский подход к техническому регулированию. Он устанавливает прозрачные требования к техническим регламентам, стандартам и сводам правил и предоставляет большую свободу производителям, которые могут выбирать свое собственное техническое решение, если оно отвечает уровню безопасности.

Чего не хватает для того чтобы вся эта система эффективно заработала? По словам С.Пугачева, необходим закон "О стандартизации", проект которого в настоящее время активно обсуждается бизнес-сообществом. Более активно привлекать предпринимателей к участию в разработке стандартов позволит внесение изменений в Налоговый кодекс РФ. Необходимо разрешить отнесение затрат на стандартизацию к расходам, связанным с производством товаров и услуг. Заместитель руководителя Совета по аккредитации при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия О.Ургант считает, что не хватает также закона "Об аккредитации", который позволит создать в России соответствующую мировым стандартам систему аккредитации и оценки соответствия.

Проект закона "О стандартизации" уже практически готов. Разработчики законопроекта "Об аккредитации в области оценки соответствия" признают, что их детище пока нуждается в доработке, и призывают всех к участию в обсуждении документа.

Значительная часть докладов была посвящена различным аспектам технического регулирования в нефтегазовом комплексе. Центральными докладами по данной проблематике стали выступления замминистра энергетики Сергея Кудряшова, директора департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга РФ Николая Новикова и президента Союза нефтегазопромышленников России Геннадия Шмаля.

С.Кудряшов выступил с обзорным докладом по проблемам применения технических регламентов в деятельности предприятий нефтегазового комплекса. "Важной целью является создание условий для прямого участия предприятий и организаций НГК в формировании отраслевых нормативных документов", - сказал он. Предусмотрено два пути достижения данной цели: прямое участие в разработке новых нормативных документов или активное работа по совершенствованию документов в ходе общественных слушаний.

Мысль заместителя министра энергетики России об активизации частно-государственного партнерства в сфере технического регулирования поддержали и продолжили первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов и президент Союза нефтегазопромышленников РФ Геннадий Шмаль. Они рассказали о положительном опыте взаимодействия бизнеса и власти в рамках межотраслевых советов по стандартизации, создаваемых совместно РСПП и Ростехрегулированием. "Такая форма сотрудничества позволяет привлекать производителей к самой работе по обновлению национального фонда стандартов и ее софинансированию; соблюдать баланс интересов бизнеса и государственных структур, предотвращать возможные ошибки с обеих сторон и активизировать участие России в международных организациях по стандартизации, - отметил А.Лоцманов. - Эффективность межотраслевых советов очевидна, но мы по-прежнему не можем определить их официальный статус. В нормативных актах о такой форме взаимодействия ничего не говорится. Поэтому необходимо законодательно установить статус Межотраслевых советов по техническому регулированию и стандартизации и технических комитетов по стандартизации в единой национальной системе технического регулирования".

Отдельные вопросы развития отраслевой системы технического регулирования осветил директор департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга РФ Николай Новиков. Результаты анализа, проведенного его ведомством, показали, что низкие показатели эффективности отечественного ТЭК во многом обусловлены тем, что в России отсутствуют единые требования к точности измерений на стадиях от добычи нефти до розничной реализации продуктов нефтепереработки. Решить проблему должны технический регламент "О требованиях к средствам измерения показателей нефти и продуктов ее переработки", а также разработка и реализация национальной программы стандартизации в ТЭК.

"Пока работы по созданию пакета национальных стандартов в сфере нефтегазохимического машиностроения ведутся весьма медленно. Это объясняется рядом причин. Нефтегазовые компании удовлетворены зарубежными и корпоративными стандартами, т.е. не заинтересованы в развитии отечественной системы стандартизации. Предприятия нефтегазового машиностроения заинтересованы, но у них нет необходимых средств. К тому же существующее законодательство не стимулирует компании финансировать работы в области стандартизации", - сказал Н.Новиков.

Важной частью конференции стали дискуссии об участии России в глобальной системе технического регулирования. Присутствовавшие согласились в целом с тезисом о том, что в последние десятилетия внешней политики в области стандартизации в нашей стране нет. Забыты преимущества участия в международных организациях. Не определены цели и способы участия России в разработке стандартов ISО, EN, международных отраслевых организаций по стандартизации. Результат известен: в последние годы Россия принимает международные стандарты "методом обложки" и может продавать за рубеж лишь сырье. Готовая продукция большинства отечественных производителей за рубежом мало кому интересна.

Тем не менее, позитивные тенденции присутствуют. Именно нефтяники, газовики и представители смежных областей (трубы и нефтехимическое оборудование) активно включаются в работы по международной стандартизации. Так, о деятельности в области стандартизации рассказала Людмила Бельцева, начальник отдела систем менеджмента качества и стандартизации службы качества ОАО "ТМК". Трубная металлургическая компания работает сразу по всем направлениям: национальная стандартизация (ГОСТ Р), межгосударственная (ГОСТ), международная (ISO), региональная и отраслевая (API, DIN, ASTM). Компания участвует в работе межотраслевых советов по металлургии и нефтегазовому комплексу. Представители компании работают в ТК 367, МТК 7, TC ISO 67, подкомитетах по трубной продукции и качеству API (американский институт нефти). По словам Л. Бельцевой, "активное участие в международных организациях по стандартизации, позволяет заранее отслеживать те тенденции, которые проявляются на мировом уровне, и своевременно готовиться к выпуску продукции, конкурентоспособной в новых условиях".

На постепенное повышение внимания отечественных предприятий к международным и зарубежным стандартам обратил внимание и Сергей Лобанов, зам. руководителя Информационной сети "Техэксперт" - ведущего отечественного распространителя отечественных и зарубежных документов в области стандартизации. "Рост спроса на международные стандарты мы наблюдаем на протяжении последних 5 лет. Отечественные компании, выходят на зарубежные рынки и стремятся соответствовать установленным там требованиям. Почти два года назад мы открыли новое направление работы компании: распространение зарубежных и международных стандартов на всей территории России.

Задача не так проста, как может показаться. Это в России национальные стандарты общедоступны и выкладываются в Интернет. А за рубежом действует авторское право на документацию, и там его активно отстаивают. Проблему удалось решить лишь после обретения сетью "Техэксперт" статуса официального распространителя международных и зарубежных стандартов на территории России ("Техэксперт" - официальный партнер ЕЭК ООН и IHS Inc., - прим. авт.). Нашим клиентам доступны более 1,5 млн. таких документов от 460 организаций-разработчиков. Гарантировать качество перевода стандартов нам позволяют договоры о сотрудничестве с переводческими компаниями, имеющими сертификаты качества (ISO 9000), сертификаты на работу с документами, составляющими государственную тайну", - рассказал С.Лобанов.

Не обошли вниманием участники конференции и тему повышения энергоэффективности отечественной экономики. О проблемах, возникающих при реализации Энергетической стратегии России, рассказали первый заместитель Комитета РСПП по энергетической политике Юрий Станкевич и руководитель рабочей группы по энергоэффективности и возобновляемой энергетике данного комитета Валентин Иванов.

Актуальность проблематики, по словам Ю.Станкевича, открывается при понимании "трех жестоких истин". К 2050 году в мире появится более 3 млрд. новых потребителей. Пока все идет к тому, что предложение не сможет соответствовать спросу. При сохранении нынешних технологий удовлетворение потребностей в электроэнергии будет весьма затруднительным.

Радует по его словам только одно: у нас еще есть время на то, чтобы внедрить новые более эффективные технологии. Пока российские компании не очень мотивированы на внедрение новаций. "Ключевую роль в снижении энергоемкости российской экономики должны играть меры, которые сделают проекты по энергосбережению инвестиционно привлекательными: предоставление налоговых льгот предприятиям, внедряющим энергосберегающие технологии, упрощение доступа к финансовым ресурсам для реализации проектов по энергосбережению, ускоренная амортизация энергосберегающего оборудования и другие меры", - считает Ю.Станкевич. - Важным инструментом государственной энергетической политики должно стать включение требований обеспечения энергоэффективности в действующую систему технического регулирования. Необходимо запретить использование энергорасточительных видов техники и технологий; ввести специальные нормативы энергоэффективности и системы штрафов за их нарушение, а также системы налоговых льгот за достижение показателей, превышающих нормативы. В нефтегазовом комплексе приоритетной должна стать программы модернизации электродвигателей и насосного оборудования, на которые приходится основная доля потребления электроэнергии".

Предложения РСПП по созданию нормативной базы обеспечения энергоэффективности озвучил Валентин Иванов. Он считает, что необходима работа на трех направлениях: всеобъемлющий энергетический учет, формирование единой государственно политики в области ресурсосбережения, пропаганда идей энергосбережения. Активизировать работу в данном направлении могут два закона: "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики РФ" и "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности". В настоящее время разработаны первые проекты данных законов.

Пресс-центр Российской сети ЦНТД "Техэксперт"

<<< к другим новостям