Новостная лента
Госдума рассматривает изменения в закон "Об электроэнергетике"
14 октября 2010 года председатель Комитета ГД по энергетике Юрий Липатов и член Совета Федерации Валентин Межевич внесли в Государственную думу законопроект № 439040-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и иные законодательные акты Российской Федерации". Об этом сообщила пресс-служба Госдумы.
Как заявил председатель Комитета по энергетике Юрий Липатов, "законопроект предусматривает внесение ряда изменений в закон об электроэнергетике, в части функционирования системы производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии".
Ю. Липатов отметил: "в этом году начинает работать долгосрочный рынок мощности и в связи с этим законопроектом вместо механизма установления надбавки к равновесной цене предлагается законодательно закрепить применение механизма поддержки генерации на основе использования ВИЭ посредством заключения долгосрочных договоров купли-продажи мощности по особой цене. В предложенном варианте законопроекта предусмотрено планирование возврата затрат посредством получения платы за мощность, т.е. ценовые риски инвесторов значительно снижаются в силу долгосрочной предсказуемости доходов - гарантий по возврату вложенных инвестиций в генерацию, использующую ВИЭ".
На сегодняшний день это безусловно более эффективный механизм стимулирования развития данного вида энергетики, который сделает сферу производства электроэнергии с использованием ВИЭ более привлекательной и сбалансированной. Принятие данного законопроекта может послужить существенным фактором более быстрого развития энергетики с использованием ВИЭ в России, считает депутат.
Юрий Липатов считает также необходимой мерой скорейшее принятие техрегламентов в сфере электроэнергетики. Он напомнил, что в октябре 2008 года в Государственную Думу были внесены четыре технических регламента в области электроэнергетики: "О безопасности низковольтного оборудования", "О безопасности высоковольтного оборудования", "О безопасности электроустановок" и "О безопасности электрических станций и сетей". Вместе с внесенными позднее техническими регламентами "О безопасности внутридомового газового оборудования" указанные проекты федеральных законов, после их принятия, должны составить основу технического регулирования энергетики и, отчасти, топливно-энергетического комплекса.
"Однако прохождение этих регламентов с самого начала было нелегким, что обусловлено как сложностью предмета технического регулирования. так и неопределенностью позиции Правительства Российской Федерации и законодателей относительно принятия технических регламентов в целом", - заявил Ю.Липатов. - "С принятием Федерального закона "О техническом регулировании" страна вступила в затяжной период перехода от системы обязательных государственных стандартов к системе технических регламентов, который "О техническом регулировании" приняты считанные единицы технических регламентов".
В прошлом году Федеральный закон "О техническом регулировании" был дополнен положением о том, что технические регламенты могут разрабатываться и приниматься уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такое упрощение процедуры принятия, однако, не привело к существенному ускорению процесса. Ситуация с принятием технических регламентов осложняется также необходимостью унификации требований отечественных технических регламентов с международными требованиями, в частности с европейскими директивами.
В настоящее время это требование дополнилось необходимостью унификации российских технических регламентов с нормативными актами, действующими в странах таможенного союза - Белоруссии и Казахстане, а также координации дальнейших разработок технических регламентов в наших странах.
Ю.Липатов отметил и концептуальную сложность разработки и принятия окончательных текстов технических регламентов для сложных экономических и производственных систем: "Сам закон "О техническом регулировании" и понятие технического регламента в большой степени ориентированы к применению для товаров массового производства и спроса. Принципиально иная ситуация с объектами технического регулирования высокой степени сложности и индивидуальным проектированием и строительством. Высоковольтное оборудование, электроустановки, электрические станции и системы подлежат индивидуальной регистрации и учету в органах технического надзора. Требования к монтажу, эксплуатации, ремонту, своевременному выводу из эксплуатации и продлению срока эксплуатации таких объектов не менее важны, чем требования к проектированию, изготовлению и обращению перед продажей".
"В соответствии с этим три регламента "О безопасности высоковольтного оборудования", "О безопасности электрических станций и сетей" и "О безопасности электроустановок" все еще находятся на рассмотрении. Два первых подготовлены к рассмотрению во втором чтении и направлены в Правительство на отзыв (то есть фактически готовы), третий находится на стадии подготовки ко второму чтению и Комитет Государственной Думы по энергетике для его подготовки ожидает реакции Правительства на первые два", - заявил Ю.Липатов.
"Правильное решение вопросов технического регулирования таких сложных объектов, какими являются энергетические системы, возможно при конструктивном взаимодействии Государственной Думы и Правительства, федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь, Министерства энергетики, Министерства промышленности и торговли, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Ростехнадзора, которым предстоит реализовывать положения принимаемых технических регламентов", - считает он.
"Система технических регламентов в области энергетики и ТЭК, находящаяся на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по энергетике относится к числу первоочередных законов, с ними идет непрерывная работа, надеюсь, в ближайшее время удастся урегулировать все вопросы по их прохождению. Разрабатываемая при их доработке концепция технического регулирования сложных объектов промышленности и экономики на стадии эксплуатации должна будет использоваться в работе с последующими техническими регламентами. Безотносительно, будут ли они приниматься в виде федеральных законов или нормативных актов другого уровня", - подытожил Ю.Липатов.
Источник: НИТР