Новостная лента
Комментарий Комитета РСПП по техническому регулированию к обращению ряда предпринимателей по изменению ФЗ "О техническом регулировании"
1. "Техническое регулирование на уровне законодательных актов не предусмотрено ни Конституцией РФ, ни Посланиями Президента России Федеральному Собранию. Кроме того, в соответствии с международными документами АТЭС и ОЭСР "предписывающие регламенты следует принимать только при наличии исключительно ограниченных возможностей достижения запланированной цели или когда проблема… является статической…Технические регламенты на эксплуатационные характеристики со ссылками на альтернативные предписывающие стандарты являются наименее ограничительной формой регулирования торговли и одобряются участниками АТЭС (руководящие положения АТЭС по разработке, принятию и пересмотру технических регламентов) и участниками ВТО (статья 2.8 Соглашения ТБТ ВТО). Аналогичные рекомендации содержатся в ряде документов международных и региональных организаций:
- Рекомендации Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН относительно политики в области стандартизации
- Анализ условий применения международных стандартов для технического регулирования Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР)
- Рекомендации форума Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества (АТЭС) по установившейся практике технического регулирования
- Руководство ИСО/МЭК 15 "Правила ИСО/МЭК, касающиеся ссылок на стандарты"
- Отчет директората G Европейской Комиссии "Методы ссылочных стандартов в законодательстве с акцентом на европейское законодательство"
- Проект Руководства ИСО/МЭК "Использование стандартов ИСО и МЭК для технических регламентов" (рассмотрен на Совете по управлению стандартизацией ИСО в феврале 2006 года)".
2. "За четыре года, прошедшие с момента принятия ФЗ "О техническом регулировании" разработан и принят постановлением Правительства РФ только один технический регламент. При этом первые уведомления о разработке технических регламентов были официально опубликованы в декабре 2003 года. В настоящее время в Правительство РФ в установленном порядке внесены только два проекта технических регламентов, предусмотренные Программой разработки технических регламентов. Сроки внесения проектов неоднократно переносились. В соответствии с последней редакцией Программы разработки технических регламентов в 2006 году в Правительство РФ должно было быть внесено 44 технических регламента. По разработанным проектам технических регламентов имеются многочисленные существенные замечания ГПУ Президента России, Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и технических экспертов. Разработку технических регламентов сдерживают существенные противоречия и недостатки самого ФЗ "О техническом регулировании".
3. "Законопроект отражает в целом позицию Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза нефтегазопромышленников России, Федерации независимых профсоюзов России, Российского союза строителей, Ассоциации строителей России, Объединения автопроизводителей России, Ассоциации автомобильных инженеров, представителей черной металлургии, крупнейших корпораций страны и многих других отраслевых объединений и предприятий. 15 декабря т.г. законопроект в целом одобрен на совещании Общероссийской Общественной Организации среднего и малого предпринимательства "ОПОРА РОССИИ".
Кроме того, в СМИ опубликован целый ряд обращений депутатов Государственной Думы, руководителей промышленных предприятий, академиков РАН по результатам публичного обсуждения отдельных технических регламентов, с предложениями по приведению ФЗ "О техническом регулировании" в соответствие с международными (европейскими) принципами и подходами в области технического регулирования".
4. "Рабочая группа по внесению изменений в ФЗ "О техническом регулировании" при Правительственной комиссии по техническому регулированию с мая 2005 года рассмотрела на своих заседаниях все предложения по внесению изменений в закон (более 300 предложений от 12-ти федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций), в том числе и предложения вошедшие в указанный законопроект".
5. "Внесение изменений и дополнений в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти и в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до вступления в силу технических регламентов, необходимо для обеспечения современного уровня безопасности, для обеспечения гармонизации российских норм и правил с международными документами, принятыми в переходный период, и в целях обеспечения защиты жизни или здоровья граждан, их имущества, охраны окружающей среды (т.е. в законопроекте предусмотрены цели, определенные пунктом 1 статьи 6 Федерального закона), причем разработка данных изменений будет осуществляться в установленном порядке (т.е. нормативные правовые акты будут проходить регистрацию в Минюсте России)".
6. "Поправки предусматривают исключение из сферы технического регулирования части требований в области охраны труда (социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные требования в сфере охраны труда) и установление обязательных требований к процессам производства, только влияющих на безопасность конечной продукции. Это не означает, что данные требования окажутся вне контроля со стороны государства. В настоящее время они регулируются Трудовым Кодексом и законодательством в области охраны труда, законодательством в области экологии, законодательством в области здравоохранения и т.д. Необоснованное и искусственное расширение сферы технического регулирования на другие самостоятельные правовые области (техника безопасности, охрана труда, охрана окружающей среды, профилактика заболеваний и т.д.) противоречит мировой практике и международным соглашениям, ратифицированным Российской Федерацией, а также приводит к увеличению административного давления на производителей (в качестве примера можно привести обращение руководителей пяти крупнейших металлургических кампаний в Минпромэнерго России). Кроме того, такой подход применяется в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле, согласно которому объектами регулирования являются только такие технологии и методы производства, которые воздействуют непосредственно на характеристики продукции, то есть отражаются на ее безопасности. Законопроект в данном случае учитывает широкую арбитражную практику ВТО по области установления обязательных требований в сфере технического регулирования".
7. "Законопроект направлен на приведение ФЗ "О техническом регулировании" в соответствие с прогрессивными международными и европейскими требованиями, а также положениями соглашений ВТО. При этом ускорение процесса разработки технических регламентов позволит реализовать национальные проекты в области строительства, здравоохранения и повысить конкурентоспособность отечественной продукции".
8. "По разработанным проектам технических регламентов, в т.ч. разработанным в инициативном порядке, имеются многочисленные существенные замечания ГПУ Президента России, Аппарата Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и технических экспертов. Например, по представленному Государственной Думой проекту технического регламента "О питьевой воде и питьевом водоснабжении" из 10 членов экспертной комиссии, подписавших экспертное заключение - 6 особых мнений. Целый ряд проектов технических регламентов, также поступивших из Государственной Думы направлен на существенный передел рынка продукции ("О молоке, продуктах его переработки, процессах их производства и оборота"), существенно снижает по сравнению с международным (европейским) уровень требований, направленных на охрану здоровья граждан ("Специальный технический регламент на табачную продукцию", "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений"), способствует поступлению на рынок фальсифированной продукции ("О парфюмерно-косметической продукции"), напрямую лоббирует интересы отдельных ассоциаций ("Об эксплуатационной безопасности колесных транспортных средств") и т.д. Обоснования данных заключений приведены в официальных особых мнения членов экспертных комиссий и заключениях федеральных органов исполнительной власти.
Разработку технических регламентов и обеспечение при этом баланса интересов всех заинтересованных сторон сдерживают существенные противоречия и недостатки самого ФЗ "О техническом регулировании", на преодоление которых и направлен законопроект".
По материалам Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия