Новостная лента
Инновации на железнодорожном транспорте - основа повышения качества услуг и роста эффективности деятельности
Тема инноваций на железнодорожном транспорте стала одной из ключевых, обсуждавшихся 19 ноября в Москве делегатами II Железнодорожного съезда. Работу специализированной секции возглавил старший вице-президент ОАО "РЖД", Президент НП "Объединение производителей железнодорожной техники" Валентин Гапанович.
Участники секции рассмотрели стратегические инновационные приоритеты железнодорожного транспорта. В рамках разговора обсудили возможности партнерства промышленных компаний в создании продукции нового уровня, перспективы сотрудничества в создании усовершенствованных систем управления и безопасности, необходимость локализации производств железнодорожной техники и комплектующих для обмена опытом и технологиями.
Делегаты рассмотрели вопросы, касающиеся инновационных технологий железнодорожного проектирования и строительства инфраструктуры, а также инновационных решения для развития скоростных и высокоскоростных пассажирских перевозок. Особое внимание участники уделили теме, касающейся роли железнодорожной науки и профессионального высшего образования в модернизации отрасли.
Как отметил Валентин Гапанович, в современных экономических условиях применение инновационных технологий является колоссальным ресурсом для повышения эффективности железнодорожного бизнеса.
Валентин Гапанович рассказал о Программе инновационного развития ОАО "РЖД" на период до 2015 года, которая содержит комплекс мероприятий, направленных на разработку и внедрение новых технологий, продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также стимулирующих инновационное развитие ключевых отраслей отечественной промышленности.
На базе комплекса мероприятий по созданию новой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов осуществляется переход к интеллектуальному железнодорожному транспорту при сохранении единства управления во всех звеньях перевозочного процесса и обеспечения требуемого уровня безопасности движения поездов.
Валентин Гапанович отметил, что дальнейшее развитие комплекса диспетчерского управления движением поездов ОАО "РЖД" связано с разработкой и внедрением многофункциональной системы управления, контроля движения поездов, основанной на применении микропроцессорных программно-технических комплексов, отвечающих особым требованиям по безопасности, в том числе по международным стандартам.
"Мы поставили задачу значительно усилить функции контроля качества выполнения технологических процессов на всех уровнях диспетчерского управления и повысить достоверность информации, максимально уходя от ручного ввода при ее формировании", - сказал Валентин Гапанович.
По его мнению, не менее важная задача - развитие комплексов систем диагностики, объединяющих средства выявления и прогнозирования технического состояния инфраструктуры и подвижного состава.
Одним из ключевых элементов повышения эффективности и безопасности перевозочного процесса является программа развития дорожных диспетчерских центров, которые помогают решать задачи обеспечения взаимной увязки вагонопотоков, что особенно актуально в условиях работы полностью приватным парком. Такие центры созданы на Октябрьской, Южно-Уральской и Северной железных дорогах. По функциональности они не уступают зарубежным железным дорогам.
Важной составляющей системы управления и обеспечения безопасности движения стали спутниковые технологии. На локомотивах и моторвагонном подвижном составе установлено более 13 тыс. комплектов спутниковой навигации ГЛОНАСС, ими также оснащено 540 пассажирских поездов, все пожарные и восстановительные поезда, вагоны-лаборатории, ведется внедрение на рельсосмазывателях и технике для ремонта пути.
"Появление новых технологических задач в работе железнодорожного транспорта, в том числе создание транспортной системы для организации и проведения Олимпийских игр в Сочи, требует инновационного подхода как к организации проектирования объектов, так и при создании системы обеспечения безопасности управления движением", - подчеркнул Валентин Гапанович.
По его словам, при проектировании линии Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" были впервые применены методы геоинформационного моделирования. Результатом стало сокращение инвестиционных затрат в проект на 35 млрд рублей за счет строительства двухпутных вставок вместо строительства второго пути на всем протяжении линии. При этом будет обеспечиваться необходимый интервал движения поездов "Ласточка" в соответствии с заданием Международного олимпийского комитета. Такие методы моделирования стали обязательны при разработке крупных проектов по развитию инфраструктуры компании.
Как отметил Валентин Гапанович, одним из наиболее эффективных направлений энергосбережения является перевод пассажирских поездов на энергооптимальные графики движения. В 2011 году на них переведено 1200 пассажирских поездов по всем направлениям Центральной части сети железных дорог и до Новосибирска. Планируемая экономия электроэнергии по итогам года составит 40 млн рублей. Задача на 2012 год - перевести на энергооптимальные графики весь главный ход до Владивостока.
Еще одним ключевым направлением совершенствования управления движением поездов стала реализация проекта по внедрению технологии движения грузовых поездов по расписанию.
"Именно за счет тех инновационных решений, которые базируются на отечественных разработках, мы можем говорить о совершенствовании перевозочного процесса на железнодорожном транспорте", - подчеркнул Валентин Гапанович.
Некоммерческое партнерство "Объединение производителей железнодорожной техники"
Пресс-служба